Странное ощущение у меня осталось после прочтения Гессе "Демиан". То ли настроение такое было, то ли что-то в воздухе. Почему-то вспоминался мне Гоголь, ранее прочитанный.
Мистика везде, она окружает нас незаметно и тихо прокрадывается в наши мозги. Мистика ли или познание самого себя? Да уж и не знаю, но что-то сблизило для меня этих совершенно разных авторов, живших в один век, но друг за другом.
Итак, Герман Гессе "Демиан" написан в 1919 году. Специально уточняю, чтобы понимать ту атмосферу, в которой живет Синклер, главный герой.
Роман начинается с того, что взрослый Синклер пытается рассказать нам, чтобы осознать самому, что с ним произошло и почему. Он вспоминает свою жизнь, начиная с 10 лет. Синклер живет в обеспеченном доме с родителями м сёстрами, в доброте и ласке. Но из-за своей феноменальной глупости он попадает на тёмную сторону жизни. И начинает понимать и воспринимать эту разницу между мирами бытия.
Гессе очень тонко описывает ту жизненную светотень, из которой один светлый, добрый, любящий мир перетекает в злой, жестокий, опасный и страшный. И как совсем ещё маленький мальчик это чувствует и переживает. Как он видит эту игру теней и эмоций.
Неожиданно он в школе знакомится со 13-ти летним Максом Демианом, который помогает ему в беде и тонко начинает направлять на принятие себя, своих мыслей, своей души и своих действий.
Роман взросления тонко чувствующего мальчика, который пытается познать себя и смысл жизни, бросаясь местами в разные крайности, то добродетельные, то мрачно глубинные, в сами недра темного "я".
А при чём тут Гоголь, спросите вы?
Это оборотная обложка Гоголя. А вот причём. Описание снов Синклера мне очень напомнило сны Пискарёва в "Невском проспекте". Понятное дело, что не сюжетом, а восприятием подоплёки сна. Ох, как трудно объяснить!
Добро и зло, любовь и ненависть, всё это находится в тесной взаимосвязи, а иногда превращается незаметно одно в другое. А иногда находится друг в друге. Мда, не быть мне Гоголем! Очень тонкая здесь грань, которую не каждый человек сможет прочувствовать и воспринять.
Гессе и Гоголь они уловили эту светотень, этот переход в глубинное подсознание и восприятия жизни и своего предназначения в этой жизни.
Но... не любителям философских разборов да плюс религиозных философий, думаю роман не понравится, уж много в нём самокопаний в небытиё. И чтобы понять, что хочет сказать Гессе в своих размышлениях, надо помнить, что он рос в семье миссионеров. Поэтому религия и её каноны идут вторым слоем.
И про тонкости взаимоотношений Каина и Авеля, а так же про борьбу Иакова и другие религиозные отсылки мне пришлось узнавать отдельно, иначе не поймешь заложенного смысла. Хотя не уверена, что я всё поняла.
Резюме: роман мне понравился, буду дальше знакомиться с Гессе. Но по годам написания, чтобы дойти уже подкованной к "Игре в бисер", 1943 год. Поэтому следующая книга будет "Сиддхартха", написанная в 1922 году.