Найти в Дзене
Ленкина нетленка

Ущелье Черкес-Кермен и окрестности. Первое путешествие нового года

Начало наступившего 2024 года выдалось на редкость дождливым! Но нам повезло: в день похода тучи развеялись, засияло солнце. Куда едем? Выбрали Бахчисарайский район, храм Донаторов. Большинство из нашей компании уже бывали там, многие и не раз. Но в интересных местах всегда найдется что-то новое! Стартовая точка – долина Черкес-Кермен: в прошлый раз она была завершающей в походе, и мы прошли ее, не задерживаясь на деталях. А здесь есть что посмотреть! Но наш гид приготовил сюрприз, и, не успев углубиться в долину, мы сворачиваем вправо, в балку Замиль. Северная сторона балки – это невысокие, почти отвесные обрывы известковых скал, под которыми расположены гроты, огромные и поменьше. Примерно восемь тысяч лет до нашей эры они были обитаемы: столько лет ученые дают находкам, обнаруженным при исследовании четырех древних стоянок Замиль-Коба. Самый большой – грот Замиль-Коба-1, длиной около 37 и глубиной 16 метров. Археологи обнаружили здесь кости диких животных, подвески из их зубов и нес

Начало наступившего 2024 года выдалось на редкость дождливым! Но нам повезло: в день похода тучи развеялись, засияло солнце. Куда едем? Выбрали Бахчисарайский район, храм Донаторов. Большинство из нашей компании уже бывали там, многие и не раз. Но в интересных местах всегда найдется что-то новое!

Стартовая точка – долина Черкес-Кермен: в прошлый раз она была завершающей в походе, и мы прошли ее, не задерживаясь на деталях. А здесь есть что посмотреть! Но наш гид приготовил сюрприз, и, не успев углубиться в долину, мы сворачиваем вправо, в балку Замиль.

-2

Северная сторона балки – это невысокие, почти отвесные обрывы известковых скал, под которыми расположены гроты, огромные и поменьше. Примерно восемь тысяч лет до нашей эры они были обитаемы: столько лет ученые дают находкам, обнаруженным при исследовании четырех древних стоянок Замиль-Коба.

Самый большой – грот Замиль-Коба-1, длиной около 37 и глубиной 16 метров. Археологи обнаружили здесь кости диких животных, подвески из их зубов и несколько обломков костей со следами обработки. В очаге - кремневые орудия и осколки, жженые косточки, зола, угли. Раскопали и небольшую мастерскую по обработке кремня.

Современному человеку сложно представить, как жили наши предки. Но в гротах и сейчас видны следы, оставленные древними обитателями: проушины, ступени, ниши, очаги, отверстия для крепления навесов – другими словами, здесь были стены и кровли, а не голый камень, горел огонь, готовили еду, мастерили, играли дети.

В раздумьях о жизни древнего человека идем по балке. Вокруг все журчит, сочится влагой: после прошедшего ночью дождя каждая ягода шиповника украшена каплей, каждая скала – сама себе родник и водопад. Поднимаюсь под скальный навес, с которого сбегают водяные нити, чтобы сфотографировать это серебристое покрывало и послушать музыку воды.

Тропа взбирается на склон горы, выводит на плато – мы у небольшого озера. Наш проводник называет его Изумрудным, на картах оно обозначено по-разному: Эски-Кермен, Белая Стена. Пещерный город Эски-Кермен и впрямь находится не так далеко отсюда. А почему Белая Стена? Наверное, потому что один из его берегов – скалистый и светлый. В солнечный день именно сочетание белого камня и синего неба придают воде оттенки бирюзы и изумрудов.

-5

Отдохнув на берегу, возвращаемся тем же путем и вновь входим в балку Черкес-Кермен.

-6

Когда-то в этом ущелье была деревня, по предположению археологов, возникшая после упадка Эски-Кермена. Позднее на его месте возникло село Крепкое. Сейчас в устье балки находится небольшое частное хозяйство. Читала, что планы по созданию здесь развлекательного комплекса, скалодрома. Не хотелось бы потока туристов в таком месте. Сейчас тут очень тихо, живописно: скалы причудливых форм, темные своды гротов, следы в камне от строений бывшей деревни, - все это пока сохранило неповторимую атмосферу единства истории и природы.

Вдруг видим грот, загражденный дощатой стеной, на окнах – белые занавески. Во время войны в таком гроте находился немецкий госпиталь. Слева от тропы было небольшое немецкое кладбище (останки погибших давно перезахоронены). Нет, занавески и доски не с тех времен: это место облюбовано киношниками, как и вся долина.

Здесь снимали сериал «Алмазы Сталина» (и не только его), и наши горы сыграли роль Урала: по сюжету, в декорациях лагеря заключенные работали на прииске. Сейчас мало что осталось: частично разрушенный «вход в шахту», «вентиляционные колодцы», железные опоры, на которых крепилась вывеска «СССР. Управление УралЛаг». А были и вышки с бараками, и колючая проволока, но со времени съемок прошло почти десять лет…

Идем дальше, разглядывая причудливые скалы с огромными нишами и каменными ступенями. А слева на плато возвышается Кыз-Куле – Девичья башня – все, что осталось от миниатюрного средневекового замка или крепости, стоявшей на страже этой деревни.

Мимо поляны, где мирно пасутся два симпатичных ослика, выходим в верховья ущелья Черкес-Кермен. Здесь оно распадается на две балки: на скальном мысу между ними находится храм Донаторов. Он скрыт в скалах, и чтобы его увидеть, нужно подняться по крутой тропе. Вход в него заметить трудно: туда ведет вырубленная лестница, за ней - глубокая расщелина в скале.

Храм – это крошечная искусственная пещера. В центре – ступени к алтарю, вдоль стен высечена скамья, в южной стене – окно. На сводах – следы, оставленные каменотесом, и фрагменты росписи, которая дала храму название.

Донаторами и сейчас называют жертвователей, дарителей. По описаниям исследователей, на западной стене храма была изображена княжеская семья, но сейчас от фрески мало что осталось. Возможно, именно на средства этих людей и был сооружен храм. По деревянной лестнице поднимались сюда на церковные праздники. На скальной площадке, открытой небу, проводили службы, читали молитвы. А еще думали о вечном, любовались горами и долиной…

Спускаемся вниз. Здешние места любимы туристами: у кострища устроены скамьи, рядом большой стол под навесом. Неподалеку родничок, бьющий из скалы, - он мал, но запас воды пополнить можно.

-10

Начало января, а в воздухе звучат весенние ноты! Тогда должны быть и подснежники! Вглядываюсь под ноги: вот молодые шершавые листочки примулы, но подснежников нет. И вдруг прямо возле тропы замечаю крошечные росточки. Кто-то сдвинул ногой ковер влажной листвы, под которым они прятались, и подснежники оказались на виду. Еще почти вся зима впереди, а они уже на старте. Выдержат ли цветы морозы и снегопад? Конечно, на то они и подснежники!

А день клонится к закату. Сколько чудес он вместил в себя: творения природы и человеческих рук, встречи с историей. И любимые подснежники…

-11