Водяное колесо изначально кажется очень простым, в своей конструкции, элементом. По большому счету, оно так и есть. Когда собирал первый макет, я представлял себе, как я подключу к колесу разные механизмы, что он будет у меня вращать чуть ли не настоящую мельницу. Что это не получится, понял, как только собрал первое колесо и начал его испытывать.
За основу первого колеса я взял два толстенных диска из фанеры, оставшихся от вырезания круглых отверстий на листе фанеры с помощью коронки. Сначала задача казалась простой. Нарезал на этих дисках гравером (использовав его как фрезер) канавки, вставил в эти канавки перегородки и склеил. Получилось:
Колесо получилось добротное. И главное, массивное. Попробовал я это колесо на вращение. Установив его на две опоры подал воду из трубки. Увы… Втащатся колесо не захотело. Добился вращения только когда подал воду из водопроводной трубы с хорошим напором. Впрочем, можно было его вращать, если подавать воду с большой высоты. О том, чтоб оно свободно вращалось под действием струи из аквариумного насоса мечтать не приходилось. Выкинул из головы и бредовые мечты использовать вращательное движение колеса для приведения в действие чего-то еще. Не знаю, как они вращались на настоящих мельницах, но там они стояли на реках. И тоже все было непросто. В своем случае я пришел к мысли, будет достаточно если колесо уже само будет вращаться, и не придется его вращать отдельным электромоторчиком. Ведь, не настоящую мельницу на самом деле собираю, а имитацию. Итак, в результате еще ряда экспериментов было установлено:
- колесо должно быть как можно легче.
- колесо должно быть максимально сбалансированным. Не идеально, но стремится к этому стоит.
- чем больше диаметр колеса, тем меньше усилия требуется для приведения его в движение. Ну, тут физика, никуда не денешься, чем больше рычаг тем лучше.
В результате я сконструировал колесо, которое согласилось крутится:
Центром служить пробка от винной бутылки. Оно мягкое, очень легко обрабатывать. Лопасти — пластинки вырезанные из обычной, школьной деревянной линейки. К пробке они приклеены, изначально клеем «Русский титан». Это обычный полимерный клей, довольно удобный в работе. Не самый дешевый, но и не слишком дорогой. На отдаленных от пробки концах, которые образуют внешний обод колеса, использованы простые спички. Приклеивались при сборке также. Почему при сборке — сразу после сборки, как только клей высох, все колесо покрывалось бесцветным столярным лаком, в несколько слоев, по мере высыхания. Я делал до пяти.
Очень скоро закончились пробки, а сам я пью только чай и кофе, и с этим типом колес пришлось «завязать». А точнее, при таком изготовлении колес кустарным способом было очень трудно выдержать конфигурацию, колеса получались кривыми и «косыми». Но крутились !
Следующими стали колеса, сделанные целиком из школьной деревянной линейки:
Схема проста. Берем деревянную линейку. Делим его на части по размерам равным ширине линейки.
Чертим диагонали. Затем вырезаем прямоугольные, равносторонние треугольники. Всего нам нужно 16 треугольников, по 8 на каждую сторону колеса. После чего вырезаем 8 прямоугольников, на лопасти. После этого треугольники и прямоугольники склеиваем как в колесе представленном выше.
Такое колесо получается легким, его легко центровать, внешний диаметр, то есть рычаг, можно делать любым, оно зависит только от длины "длинной стороны" прямоугольников лопастей.
Я не прошу подписаться на канал. Это решать Вам. Нравится - подпишетесь, а нет, так нет. Не прошу и "лайков". Хотя, подписываясь, ставя "лайки" - Вы помогаете автору продвигать канал, так сказать, "в массы". Алгоритмы Яндекс.Дзен в первую очередь реагируют на подписки и лайки.
Спасибо, с уважением. GRG