Когда художник французского Ренессанса Жан Фуке (ок. 1420 — 1481) закончил работу над "Меленским диптихом" (ок. 1450 г.), произошел скандал. Дева Мария его рукой выглядела совершенно не так, как принято: правая грудь была соблазнительно обнажена, а цвета у картины слишком яркие и интенсивные.
Диптих состоит из двух частей, которые сейчас находятся в разных городах: левая створка в Берлине, правая – в Антверпене. На левой створке изображен королевский казначей Этьен Шевалье, молящийся коленопреклоненно, рядом со святым Стефаном. На правой створке изображена Дева Мария, к которой обращается Этьен Шевалье.
Этьен Шевалье был известен своей неподкупностью и являлся доверенным лицом при дворе Карла VII. Его покровитель святой Стефан держит в руках Евангелие, принадлежавшее казначею. На Евангелии лежит камень, которым святой Стефан был убит. На мраморной колонне высечено имя Этьена золотыми буквами. Он одет в праздничный наряд с модными широкими плечами. Святой Стефан одет в синее одеяние, окаймленное золотом. Дева Мария на картине выглядит загадочно, так как она абсолютно не похожа на мать, кормящую ребенка.
Скорее всего, в роли Богоматери позировала официальная фаворитка короля Карла VII Агнесса Сорель. Такое вполне возможно: Жан Фуке был лично знаком с Агнессой Сорель и был автором нескольких портретов. Ему довелось стать прижизненным свидетелем королевской истории любви, достойной романа или экранизации, между правителем Франции и юной фрейлиной.
Юная фрейлина покорила сердце своего короля. Так, Карл подарил Агнессе собственный маленький замок Боте-сюр-Марн, что в переводе с французского значит «Красота на Марне». С тех пор девушку так и стали называть — Дама де Боте (фр. Dame de Beauté — Дама Красоты), понимая, видимо, как «дама, которая красива и владеет красотой».
Агнесса Сорель была главной модницей и трендсеттером своего времени. Ей нравилось удивлять и шокировать. Она ввела в моду корсетные платья с глубоким декольте, а позже начала открывать одну грудь полностью, целомудренно прикрывая другую. Не насмешка ли это над современными для нее нравами в обществе? Шлейф ее платья был настолько длинным, что церковь официально назвала этот элемент платья "хвостом Дьявола". Это не помешало длинному шлейфу стать трендом. Агнесса учит двор выщипывать брови и носить бриллианты.
Карл VII очень хотел, чтобы девушка была счастлива и ни в чем не нуждалась. И она была ему предана. По одной из версий, поехать к нему на позднем сроке беременности ее вынудила полученная информация о заговоре против короля. Агнесса хотела предупредить любимого человека об опасности.
Девушка умерла молодой - в 28 лет, будучи беременной четвертым ребенком. Смерть была скоропостижной и неожиданной. Дочь родилась, когда Агнесса уже была при смерти на руках у своего возлюбленного, отца ребенка Карла VII. Девочка не выжила и умерла чуть позже своей матери.
В 2005 году установили настоящую причину смерти - исследователи обнаружили в останках дамы ртуть. Ртуть погубила молодую женщину и внебрачного ребенка короля: по словам свидетелей последних дней жизни красавицы, она жаловалась на боли в животе. Скорее всего, она была отравлена, так как недоброжелателей и завистников по отношению к ней при дворе было много. По другой версии, девушку погубила мода: ртуть добавляли в декоративную косметику для осветления кожи.
Агнесса Сорель — персонаж целого ряда художественных произведений. Например, сатирической поэмы Вольтера «Орлеанская девственница», а также оперы «Орлеанская дева» Чайковского.