Что у вас ассоциируется со словом «свадьба»? Возможно, что-то веселое, радостное и даже лихое, ведь такими свадьбы в нашей стране чаще всего и бывают. Но традиционные представления северян о брачном обряде несколько отличаются от подобных. Наш новый текст о том, как воют, причитают, хоронят и воскрешают невесту – о свадьбе-похоронах на Русском Севере.
Платье цвета савана
Современная свадьба – праздник, чествующий молодоженов в равной степени. Но ее традиционный образ, связанный с древними, еще дохристианскими представлениями о женитьбе, в гораздо большей степени сосредоточен на невесте. Именно она посредством этого обряда радикально изменяет свое положение в обществе.
Даже само слово «невеста» отсылает к переходу в иную жизнь: по некоторым версиям, оно связано со словом «неизвестная», то есть новая в доме жениха. Отсюда же и традиция покрывать голову девушки, защищая ее от злых духов. Вхождение женщины в новую семью, семью мужа, и уход из родительской семьи есть, как его называют этнографы, горизонтальный переход – буквальное перемещение невесты из одного дома в другой.
Однако в свадебном обряде невеста совершает и другой, символический, или иерархический переход. Особое внимание к нему было характерно для свадебного обряда на Русском Севере – в Архангельске, Вологде, Новгороде и их окрестностях.
Он непосредственно связан с буквальным, горизонтальным переходом и заключается в том, что девушка как бы перерождается, теряя свой добрачный статус и обретая новый – замужний.
В старину верили, что люди особенно слабы перед силами зла в моменты переходов между мирами – именно таким путешествием, согласно древним верованиям, является для невесты свадьба. Даже белый цвет ее платья, который сегодня чаще всего связывают с представлениями о чистоте и честности, в стародавние времена символизировал смерть, ведь такого же цвета были и саваны.
Отпевание самой себя
Невеста, чтобы переродиться в качестве жены для семьи мужа, должна была умереть в качестве девушки для родительской семьи. Поэтому свадебный обряд начинался подобно похоронному – с отчуждения «умершей» от живых, прощания с ней и причитаний (или так называемого вытия).
Невеста начинала готовиться к свадьбе с момента «запоя» (или «сговора»), на котором ее семья принимала дары от семьи жениха за общим столом. Эта трапеза означала, что брак одобрен, а потому невеста приступала к причитаниям – особому виду плача – прямо на ней.
Следующие несколько дней она жила в отчем доме, но в отдельной комнате, где могла есть в одиночестве. При этом работать и гулять ей воспрещалось. Отчасти это было обусловлено ее символическим статусом мертвеца, которому нельзя проникать в мир живых. Однако подругам невесты дорога к ней была открыта – они могли навещать девушку, чтобы вместе горевать об уходящей молодости, как бы отпевая и саму будущую жену. Невеста принимала в причитаниях активное участие, как бы отпевая саму себя.
Накануне свадебного дня невесту вели в баню, где вместе с паром улетучивалась девичья воля – девушка продолжала символически умирать, отказываясь от свободы минувшей жизни. Все банное купание сопровождалось причитаниями невесты и ее подружек. Вечером же после бани устраивали девичник, крайне отличающийся от современных представлений об этом предсвадебном торжестве.
Вместо веселья и предвкушения грядущей свадьбы невеста и ее близкие женщины вновь предавались причитаниям. Кульминацией девичника является снятие с невесты ее «крАсоты» – цветной ленты, вплетенной в косу. Смена прически – один из символов окончания перехода невесты из девичества в замужество, которое завершается с заходом в дом мужа.
Воскрешение
Утром самого свадебного дня накал драматизма достигал своего апогея. Под нескончаемые причитания невесты, матери и прочих родственниц девушку наряжали в подвенечное платье и «вели под белы рученьки» – подруги буквально вели невесту под руки. Стоило им отпустить ее, как девушка тут же падала на пол. Она могла начать и «хлестаться» – вставать на лавку и обрушиваться с нее на пол. Женщины должны были ловить ее, усаживать и далее собирать под венец – разумеется, не прекращая причитать.
Наконец, после приезда жениха со своею роднею и друзьями, после выкупа, угощений и бесед, вся свадебная процессия (называемая поездом) ехала в церковь на венчание.
На этом драматическая часть свадьбы заканчивалась. Невеста наконец обретала новый статус жены и вступала в новую семью. Последующее за этим гулянье, прерываемое лишь первой брачной ночью и уже напрочь лишенное всех причитаний, может продолжаться до трех дней.
Свадьба-без-похорон сегодня
В наши дни традиции свадеб-похорон на Севере уже никто не следует. Традиционный обряд, основанный на языческих представлениях, еще сохранялся при царской власти, несмотря на государственное православие в империи, однако в Советском Союзе его окончательно сместил светский, гораздо более близкий к южной свадьбе обряд бракосочетания. Замещение традиций на Севере произошло так скоро, что уже в 1973 году для того, чтобы описать свадебный обряд, ученым из МГУ пришлось брать интервью у деревенских бабушек в Архангельской области – настолько неактуальным он был. А в 1975 году традиционную северную свадьбу уже разыгрывали как постановку для документального фильма, в качестве элемента образа минувшей эпохи.
Свадебный обряд теперь более-менее унифицирован – неважно, южане или северяне играют свадьбу. Да и выглядят причитания и хлестания сегодня скорее дико, чем привлекательно. Однако не исключено, что найдутся еще любители старины, готовые воплотить в жизнь традицию их предков. Быть может, на Севере невесты вновь начнут «умирать» накануне свадьбы, чтобы «воскреснуть» в ее день женами.
Дмитрий Канавин