Народ, всем привет. Сегодня у нас речь пойдет о правильном ТЗ для заказчика, той важной информации, без которой не обходится ни один даже самый простой сайт, лэндинг или интернет-магазин. Эта статья будет полезной не только ребятам, кто пишет сайты, то есть, разработчикам, но и тем, кто собирается его заказывать. Всегда важно сразу понимать, какую информацию от тебя могут затребовать и подготовиться заранее. Ведь часто бывает так, что какой-нибудь простой лэндинг или одностраничник написать довольно быстро, но большое количество времени уходит на сбор вот такой простой информации и взаимодействия клиент-исполнитель.
Конечно, итоговый список будет зависеть от размера сайта, его направленности и целей, но здесь я постарался собрать более-менее самую важную информацию, которой точно хватит для простого лэндинга. А для большого и крупного портала, по сути, будет тоже самое, но в более обширном варианте. Итак погнали, разобьём все на темы и попробуем тезисно поговорить о том, что нужно предоставить разработчику в ТЗ.
1. Контактные данные
Эта некая базисная информация, которая будет размещена на любом сайте, и, собственно говоря, для которого он и разрабатывается. Это название самой копании, которое может быть кратким, длинным, или и тем и другим. Еще это довольно важно для покупки доменного имени, и лучше заранее позаботиться о поиске свободных имен.
Далее следует вся обычная контактная информация о фирме, телефон (он может быть одни или несколько, и это важно при создании дизайна), адрес фирмы, может быть их несколько, филиалы, головной офис и прочее. Обязательно время работы магазина или время, когда с вами можно связаться. Тут также могут быть варианты с выходными или определёнными днями и часами. Все это сильно влияет на конечный дизайн (банально, сколько места нужно оставить или строк текста для номеров телефона или адреса).
2. Обратная связь
Кстати, если у вас на сайте будет форма обратной связи, например, или простая форма для заказа еды, то вам нужно заранее позаботиться о связи этой формы и вас лично, как конечного оператора. А если простыми словами, если вам будет приходить сообщение о заказе на телефон, например, в телеграмм, нужен номер этого телефона, имя чат-бота и т.д. Опять же, на личную почту, например. Ну или связь CRM-кой, но это уже для более больших и крутых сайтов.
И еще, тоже не маловажно, контактная информация не заканчивается постой «общедоступной» в виде названия фирмы и адреса офиса продаж. Если вы на сайте собираете любую информацию о вашем клиенте, например, номер телефона, чтобы ему перезвонить, вы обязаны также разместить политику конфиденциальности. Куда в обязательном порядке входит юридическая информация о вашей компании, ИП, самозанятый вы или имеете другую юридическую форму. Нужен ИНН, банковские реквизиты, полное название организации и т.д.
3. Дизайн
Далее, и куда без этого, это примеры и хотелки самого дизайна, если разработчик вам делает сайт с нуля, без макета (а обычно так и происходит). Надо понимать, что он вас не знает и не знает, чего вы хотите, любите, какой ваш любимый цвет и т.д. Если вы продаете автомобили, он может примерно сделать сайт в темно-красных тонах и более брутальный, но, если в вашей голове конечный лэндинг выглядит в розовых оттенках и с мишками на капотах ваших машин, – ему надо об этом сказать.
И тут лучшим вариантом будет найти примеры в интернете и сказать «вот хочу что-то в этом роде». Может быть какие-то картинки, визуализация вашего видения, примеры, набросать ручкой на листике. Важно также определиться с цветами, один, два, максимум три (уже перебор) основных цвета сайта, например, все в сине-белых тонах.
И кончено, не забыть про логотип компании, если он у вас есть. Может быть фотографии компании, товара, производства, из соцсетей, оформление группы во вконтакте. Все это может помочь выстроить единую цветовую схему и построить общий дизайн.
4. Наполнение
Ну и последнее – это само наполнение. В лучшем случае вы должны написать для разработчика весь текст, который должен быть на сайте, может воспользоваться услугами копирайтера. Часто бывает так, что фрилансеры сами занимаются написание текста, оформлением, и наполнением сайтов. Но ему нужно вам помочь. Еще раз не забудьте, что он не знает ничего о вас, о вашей компании, о том, чем вы занимаетесь, сколько лет на рынке, чем вы отличаетесь от конкурентов, почему стоит покупать у вас. И ему нужно это все подсказать.
И не обязательно быть самим копирайтером, хотя бы тезисно, в общих словах. Что-то о вас, кто вы, откуда, важные особенности вашей компании. Ну и напоследок расписать все о способах доставки, условиях оплаты, и заключения конечного офера. Даже обычный лэндинг состоит из 5-8 блоков, которые надо чем-то заполнять, и такая полезная информация будет очень важна. А вот о том, какие бывают блоки мы поговорим в отдельном посте.