И так, дорогой читатель, вы уже поняли, что речь пойдёт о простом советском автомобиле в простой советской семье или в руках отдельного гражданина, если он ещё не обзавёлся семьёй.
Да, бесспорно, это была роскошь. Роскошь, которую могли позволить себе далеко не все в Советском Союзе. Это была та частная собственность, которой можно было владеть в СССР официально. Роскошь, которая позволяла пустить “пыль в глаза” всем сразу - соседям, коллегам по работе, родне, да и всем, всем, всем… Это показывало, что ты добился в этой жизни определенного статуса и определенных благ, что ты такой удачливый и успешный. Ты вышел на новый уровень и тебе приятно ощущать одобрительные и часто завистливые взгляды в твою сторону и в сторону твоей машины.
Но статья называется – “Роскошь и мазохизм”. Заметьте, что не роскошь или мазохизм, а именно “и”. Ну роскошь, это слово понятное, а вот термин мазохизм для советского человека был чужд и не знаком. Если отбросить тему сексуальных практик, то мазохизмом частенько называют мучения, издевательства и унижения при получении удовольствия не только в интиме. А как и в данном случае, от обладания предметом роскоши. А обладание автомобилем в Советском Союзе – это был конкретный мазохизм. Но обладатели новых машин ещё этого не знают или не думают наперёд, а многие даже об этом и не догадываются. К тому же не совсем прошёл самый захватывающий и волнительный период в душе, как предвкушение покупки. Да-да, кто бы что не говорил, а предвкушение покупки – зачастую возбуждает больше и приятней, чем радость от непосредственно своего приобретения. Так уж сложилось в природе, не имея чего-то желанного в наличии, мы страстно мечтаем обладать этим. А получив в руки “запретный плод”, успокаиваемся и остываем. Это как брачные оковы после конфетно-букетного периода. Как правило, автомобиль у советского гражданина не появлялся спонтанно. О нём мечтали, строили планы на поездки и уже предвкушали завистливые взгляды безлошадных обывателей. А цена на новую машину была немаленькая! На неё копили, отказывая себе во многом, в том числе и на еде, занимали деньги у родни и друзей, старались подработать на “стороне”, экономили на отдыхе и т.д. и всё это, чтобы получить удовольствие, пока только моральное в своих мыслях, разговорах и в предвкушении роскошной покупки. Как видим, мазохизм уже пустил свои корни на этом этапе, пока малозаметный на фоне эмоций, бушующих загадочно внутри. Почти все старались купить только новый автомобиль. Рынок подержанных машин практически отсутствовал в СССР по многим причинам.
Во-первых, было очень мало легковых машин на душу населения и их владельцы совсем не спешили с ними расставаться.
Во-вторых, все вокруг советовали только новый автомобиль, да и для подавляющего большинства потенциальных покупателей, не имеющего практического опыта - это был первенец в семье. Тех же, кто озадачился поиском подержанного средства передвижения – преследовали постоянные муки и сложности поиска такого варианта. Увы, поиск как и возможности выбора и сравнения подержанных автомобилей в виду отсутствия доступной информации были практически безрезультатны. К тому же бывшие в употреблении машины очень быстро находили новых владельцев и часто уходили только по “своим”.
Покупка новой машины всегда начиналась с очереди. Надо было записаться в автомагазине или записаться и попасть в очередь на предприятии. На этом этапе уже было понятно, какая марка и модель будет тебя ожидать в будущем. И потом с нетерпением ждать заветную открытку в почтовом ящике.
Мы не будем брать раннее послевоенное время, возьмём для примера – брежневское.
Выбор моделей был небольшой. Для простого советского гражданина в 70-е и 80- е года были доступны “Запорожец”, “Москвич” и “Жигули”. Среди номенклатуры и особо приближённых успехом конечно пользовалась Волга. Про эту автомашину лучше позже поговорить отдельно. Она, к сожалению, была практически не досягаема для простого человека, как из-за особого способа распределения среди потенциальных покупателей, так и из-за высокой стоимости.
Поэтому, чаще всего, выбор марки авто ограничивался тем, на какую модель можно было записаться и наскрести денег. Особой популярностью пользовались различные модели “Жигулей”. Жители СССР должны сказать огромное спасибо Леониду Ильичу Брежневу за идею строительства в стране завода по выпуску современных и доступных легковых автомобилей. Итальянские коммунисты тоже заслужили похвалы в решении этого вопроса, хотя и преследовали не только коммунистические и идейные цели. И так свершилось, концерн ФИАТ подготовил и помог начать выпуск легковых автомобилей на вновь построенном заводе в г. Тольятти.
Автомашины Волжского автомобильного завода, имеющие итальянскую родословную сразу завоевали популярность. Современный дизайн, технологичность, управляемость сразу привлекли покупателей.
Купить “Жигули” было мечтой многих советских граждан. И уже не так была важна сама модель “жигулей”, автомобили производства ВАЗ вовсю выигрывали первенство у “запорожцев” и “москвичей”.
“Жигуль” был автомобиль на все случае жизни. Ездить на работу, на дачу или отправиться в дальнее путешествие, фактически появлялся железный друг, новый член семьи. Именно на моделях ВАЗ женский пол почувствовал свободу и удовольствие от управления машиной. Девушки и женщины начали массово учиться в автошколах и получать права. Этому очень способствовало комфортное вождение и красивый внешний вид машины. Фактически, ВАЗ 2101 или“Копейка” отменила монополию мужчин на право управления автомобилем в СССР. Самые первые выпуски высоко ценились и в последующие годы, считалось, что это чуть ли не итальянская сборка. Конечно, это было не так, но по началу определённый контроль итальянских инженеров безусловно присутствовал. С годами качество сборки и комплектующих стало падать, постепенно превратившись в головную боль счастливого нового обладателя ВАЗа.
Вроде бы и окружающие на тебя смотрят с завистью, а владение машиной постепенно перерастает в проблему и огромную дыру в кармане. Мазохизм в отношениях приобретает доминирующие черты.
Машина вот она рядом, можно бегать вокруг радостно повизгивая. Но вопросов с каждым днём становиться всё больше и они не видны окружающим, но уже сильно досаждают владельцу.
Первый вопрос где хранить свою роскошь? Под окнами! Как удобно! И места для парковки полно. Но хочется уберечь ласточку от непогоды, вандалов и хулиганов, от воров… У кого есть возможность и деньги, строят или ставят гараж. У кого нет, паркуют во дворе, но обзаводятся различными противоугонными системами и секретками. Очень популярны нестандартные болты на колёса. Правда на деле оказывается, что ворам ничего не стоит отвернуть газовым ключом эти “секретки” и любимая роскошь встречает некоторых владельцев утром на кирпичах. Но секретные болты хотя бы придают уверенность и спасают от совсем примитивных воришек. Но мазохизм автолюбителей продолжается. Новую машину надо “антикорить”, иначе быстро сгниёт кузов. В приоритете “Мовиль” для скрытых полостей и битумная мастика для днища. Обработка проводится, как правило,на СТО , где есть данные материалы, которые найти в свободной продаже практически нереально. “Мовиль”, детище институтов Москвы и Вильнюса, требует распыления в полости под давлением и сверление отверстий для обработки, мастика для днища просто мойки-сушки, что не всегда соблюдается. Автовладельцы, кто не попал на профессиональную антикоррозийную обработку, изощряются как могут. В ход идет “отработка” и пушсало, восковые составы. В Жигулях гниет многое : пороги, рамка ветрового стекла, элементы пола, двери и крылья. Вовремя не обработал, да ещё если ездил зимой – получай удовольствие по полной от борьбы с коррозией и потерей внешнего вида. Тут уж мазохизм во всей красе!
Так же ищутся связи на СТО или возможность достать запчасти для самостоятельного обслуживания автомобиля. Проблема купить масло для двигателя и фильтр, а так же другие расходники: колодки, ремни, свечи, тосол и т.д. и т.п. К тому же надо искать “своего” механика для регулировки клапанов, карбюратора, свободного хода сцепления, сход-развала колёс и ещё много чего. Мало кто из частных владельцев авто может выполнить такие работы самостоятельно. Журнал “За рулём” периодически печатает рекомендации и советы по обслуживанию железных коней, издание очень популярно среди автовладельцев. Но настоящее “удовольствие” для владельца наступает при ремонте кузова после ДТП или небрежной эксплуатации. Запчастей нет, краски и грунтовки в продаже тоже нет. Всё надо доставать, так же как и искать хорошего мастера, т.к. на СТО просто не попасть. Ремонт ходовой или не дай бог коробки с двигателем, превращается в колоссальную проблему и финансовую пропасть для бюджета. Сколько унижений и боли нужно было перетерпеть простому советскому автовладельцу, чтобы содержать и эксплуатировать свою частную собственность на колесах, включая насмешки и пренебрежительное отношение к частникам от водителей-профессионалов на дороге, не говоря уж о сотрудниках ГАИ.
Вот такое сочетание -роскоши и мазохизма в одном флаконе для автолюбителя в СССР.
А стоило оно того!?
Стоило!
Согласны?