Тамара Валентиновна овдовела три года назад, и до сих пор не могла полностью прийти в себя после смерти любимого супруга Константина. Спасали подруги и работа, которую Тамара очень любила. Коллектив у них сложился хороший, дружный, и уходить на пенсию в свои шестьдесят лет женщина не торопилась. Да и не гнал никто, на работе её ценили и уважали.
Единственная дочь Тамары Александра вот уже пять лет жила в столице. Леониду, мужу Саши, предложили там работу с очень хорошими перспективами, и семья решилась на переезд. На тот момент у Саши и Леонида было двое детей: десятилетняя дочь Кристина и шестилетний сын Антон. Супруги решили, что и детям в Москве будет лучше, больше возможностей.
Тамара, конечно, была не в восторге от того, что единственная дочь и внуки будут теперь жить далеко, но на тот момент ещё был жив муж, и женщина не почувствовала острого одиночества. Да и работа, подруги, увлечения, всё это спасало и не давало грустить.
Тем более, что дочь и зять отлично устроились на новом месте. Взяли квартиру в ипотеку, детей определили в хорошую современную школу, расположенную недалеко от дома. Леонид делал успешную карьеру, прилично зарабатывал, да и Саша быстро нашла работу. А раз у дочери всё хорошо, то и у матери на сердце было спокойно…
Когда не стало отца, дочь предложила матери переехать к ним.
- Ну чего ты там будешь одна? – спросила она. – Продавай квартиру. Здесь, конечно, цены на жильё другие, но твою трёшку можно за хорошие деньги продать, и от продажи дачи деньги у тебя есть, на небольшую однокомнатную квартирку должно хватить. Найдём тебе что-нибудь недалеко от нас.
Но Тамара с переездом не торопилась. Во-первых, не хотела уходить с работы. Во-вторых, в родном городе было много хороших знакомых, подруги, привычная жизнь… А что ждало её на новом месте?
Да, конечно, там дочь и внуки. Но внуки уже не малыши, и не нуждаются в бабушке так, как раньше. У них своих дела и заботы. Учёба, кружки, друзья. Жизнь кипит…
Дочь и зять всё время на работе, выходные частенько проводят с друзьями, которых быстро нашли на новом месте, выбираются куда-нибудь отдохнуть, развеяться.
Они-то молодые, молодым всегда легче приспособиться к переменам и завести новые знакомства. А в её возрасте всё это уже гораздо сложнее. И на нормальную работу в шестьдесят лет вряд ли возьмут, а поработать Тамаре ещё хотелось. Чего дома киснуть, если с работы пока не гонят. Коллектив, опять же, хороший, жалко расставаться. Работа к тому же стимулирует следить за собой и хорошо выглядеть.
Вон Лида, её бывшая коллега, уехала к детям на юг, а теперь жалеет. И климат ей там не очень подошёл, тяжело жару переносит. И работу уже найти по специальности не смогла. Поработала полгода консьержкой, да уволилась, не по душе ей такая работа…
У детей и внуков там своя жизнь, а она почти всё время одна, скучает по родным местам, по подругам, с которыми общается теперь только по видеосвязи…
Недавно Лида Тамаре позвонила, больше часа разговаривали по видеосвязи. И от глаз Тамары не укрылось то, что как-то заметно постарела Лидия за этот год. А ведь всегда хорошо выглядела, моложаво. А теперь и седину перестала закрашивать, и макияж не делает, вес набрала… Спросила её Тамара об этом, та только рукой махнула:
- Для кого стараться, Том? Я только в магазин хожу, да на рынок. Ради этого макияж наводить? Да ну… Кто меня тут знает, ни одного знакомого лица. У себя в городе, бывало, выйдешь из дома и кучу знакомых встретишь, а тут все чужие… Детей и внуков и то нечасто вижу.
- Так для себя, Лидуша, чтобы самой себе нравиться! – возразила ей Тамара.
- А для себя не хочется,- вздохнула Лида. – Что-то в последнее время вообще ничего не хочется. Старею, видимо…
Грустно стало Тамаре после разговора с Лидией. Такая хохотушка была, модница, а сейчас как подменили её… Вот что значит остаться без любимого дела, без друзей, одна в чужом городе. Толку-то, что дети и внуки там, у них своя жизнь, и Лидия в неё, видимо, мало вписывается…
Нет, Тамаре такой участи не хотелось. Была бы помоложе, может быть, и решилась, а сейчас уже не готова…
Всё шло своим чередом, пока однажды Тамару не вывел из равновесия разговор с дочерью, а точнее ультиматум, который неожиданно предъявила матери Александра. И этого от своей единственной дочери Тамара точно не ожидала.
- Мама, у меня к тебе серьёзный разговор, - сказала Саша, позвонив матери.
- Слушаю, дочка,- встревожилась женщина.
- Я беременна…
- Вот это новости! Как это вы с Лёней решились на третьего, ты же всегда говорила, что двое детей – это твой предел.
- Да я и сейчас так считаю. Мам, мы не планировали, так вышло, и теперь я не знаю, что мне делать.
- Как это не знаешь, Саша?
- А вот так… В общем, мам, всё зависит от тебя.
- От меня? – опешила Тамара. – Разве я должна принимать какие-то решения, а не вы с мужем?
- Лёня не очень хочет третьего ребёнка, да и я тоже. Понимаешь, у меня сейчас карьера в гору пошла, и эта беременность, ну совсем, не кстати…
- Так, Саша, а от меня-то ты чего хочешь?
- Хочу спросить у тебя, готова ли ты уволиться с работы и переехать к нам, чтобы взять на себя заботы о малыше. Ну чтобы я смогла вскоре после родов вернуться на работу.
Услышав такое заявление дочери, Тамара на какое-то время даже лишилась дара речи…
- Мам, ты куда пропала? Алло… Ты слышишь меня?
- Слышу, Саша… Но не знаю, что тебе ответить.
- В смысле не знаешь? Я тебя спросила, согласна ли ты переехать к нам и заботиться о малыше?
- И если я откажусь?
- Ну вообще-то я была уверена, что согласишься, - сказала дочь.
- То есть ты за меня всё уже решила?
- Мам, ну это же нормально, когда родители помогают детям с внуками и кроме тебя я своего ребёнка никому не доверю. Ты же помогала мне, когда Кристина и Антошка были маленькими.
- Да, но я же не увольнялась с работы и никуда не переезжала. Ты сама занималась детьми, находясь в декрете, а я просто приходила к тебе вечерами и в выходные дни, чтобы помочь по хозяйству и погулять с детьми. К себе иногда их забирала, чтобы у вас с Лёней была возможность побыть вдвоём. А сейчас ты просишь, чтобы я всё бросила и полностью посвятила себя внуку или внучке… Я не готова…
- Как это не готова?! – воскликнула Александра. – Ты предлагаешь мне избавиться от ребёнка?
- Да что ты такое говоришь, Саша! Конечно же, нет. Я просто не понимаю, почему ты снова не можешь уйти в декрет? Я могу приехать к тебе, когда малыш только родится, возьму отпуск, помогу первое время…
- Мама, какой декрет? Ты слышала, что я тебе сказала? У меня, наконец-то, карьера в гору пошла, мне повышение обещают. И если я сейчас засяду дома с младенцем, про меня тут же все забудут, и я так и останусь рядовым сотрудником до пенсии… Ты такой участи для меня желаешь?
- Ну до пенсии тебе ещё очень далеко, успеешь карьеру сделать, если уж появилось такое желание… Странно, конечно, никогда ты карьеристкой не была… Я думала, что семья, дети для тебя на первом месте.
- Мама, это Москва, тут всё иначе! Как ты этого не понимаешь?
- Прости уж, что я такая у тебя непонятливая. Я, правда, не понимаю, почему ты не можешь сама сидеть с ребёнком…
- Мам, а деньги? – продолжала давить на мать Александра. - Мы же ипотеку платим, ты забыла? Да, у Лёни хорошая зарплата, но и мои деньги в семейном бюджете совсем не лишние. У нас дети растут, Кристине уже пятнадцать, поступление не за горами. А здесь на бюджет поступить вообще нереально, огромный конкурс везде. Мы уже откладываем деньги на учёбу Кристе. А там и Антошку нужно будет учить. Так что я не могу себе позволить прохлаждаться в декрете… Мам, вся надежда только на тебя… Мам, ты чего опять молчишь?
- Саша, это всё слишком неожиданно… - ответила Тамара. – У меня и здоровье уже не такое отменное, я всё-таки не молодею.
- То есть работать у тебя есть здоровье, а как с внуком водиться, так сразу букет болячек появился? Что-то ты мне ни разу пока на здоровье не жаловалась, мамочка.
- Если не жалуюсь, это не значит, что всё хорошо. Жаловаться я не люблю, ты сама знаешь. А сидеть с малышом – это большая ответственность, тут молодая и здоровая женщина устаёт и выматывается, а что говорить обо мне…
- Просто, если ты отказываешься, я не стану сохранять беременность, - с обидой в голосе заявила Александра. – Так что подумай, но недолго, сама понимаешь, что прерывать беременность лучше на небольшом сроке.
- Дочка…
- Всё мама, я не могу больше разговаривать, потом созвонимся, - сказала Саша и отключилась.