400 км городских автодорог плюс 200 км тротуаров, а еще множество проездов, парковочных карманов и т. д. — такова зона ответственности работников муниципального казенного учреждения города Абакана «Спецавтобаза ЖКХ». Их ежедневный труд по наведению чистоты и порядка на территории столицы, как правило, большинством горожан не замечается, зато после каждого снегопада зимой или ливня летом на коммунальщиков обрушивается шквал критики. Как относятся к таким оценкам своей работы сами сотрудники МКУ «Спецавтобаза ЖКХ»? За последние годы застроенная территория Абакана, а следовательно и объемы работ для коммунальщиков, значительно увеличились, при этом дефицит рабочих рук лишь усилился. Как учреждение решает данный непростой вопрос? Обо всем этом «Абакан» спросил у директора МКУ «Спецавтобаза ЖКХ» Павла ЛИТВИНОВА.
— «Спецавтобаза ЖКХ» является специализированным учреждением, созданным для выполнения работ по организации ремонта и содержанию автомобильных дорог, уборке территорий, благоустройству улиц и мест общего пользования Абакана. За последние пять лет, как мы видим, Абакан значительно преобразился — появились целые новые микрорайоны, наши же ресурсы за это время, к сожалению, практически не изменились. Тем не менее работа ведется, возможно не в тех объемах и не с такой скоростью, как хотелось бы горожанам, особенно жителям окраинных районов Абакана. На сегодняшний день штатная численность в учреждении 186 единиц, из них занято работниками лишь порядка 120 единиц. Кадровый дефицит в последние два года у нас сохраняется в районе 30%. Несмотря на острую нехватку рабочих рук, все наши обязанности по содержанию уличной дорожной сети, уборке территорий мы выполняем.
В этом году у нас достаточно напряженный зимний сезон — снега на территории города значительно больше, чем в предыдущие годы. Соответственно, не всегда у нас получается своевременно выполнять все работы по вывозу снега. Приходится перераспределять технику, людские ресурсы — приоритет отдается улицам с наиболее интенсивным движением, скоплением транспорта. Такая же ситуация складывается и летом с откачкой луж после ливней, так как ресурсов учреждения, прежде всего рабочих, не хватает на организацию необходимых работ одновременно на территории всего города. Тем не менее стараемся выполнить все срочные работы как можно оперативнее, выходим в ночные смены.
Если говорить о работе учреждения в целом. В течение 2023 года отремонтировано 49 остановочных павильонов, 932 единицы малых архитектурных форм, установлено 50 новых скамеек, окрашено 2,1 тыс. пог. м ограждений, восстановлено и отремонтировано 598 пог. м ограждений. Очищено и промыто от иловых наносов и мусора 554 водопоглощающих колодца, отремонтировано 22 колодца. Выполнен ямочный ремонт на площади 32 286 кв. м. Ремонтное профилирование улиц проведено на 111,6 тыс. кв. м. Благоустраивается карьер растительных отходов, расположенный восточнее границ садоводческого товарищества «Подсинее». В 2024 году продолжим работать по всем указанным направлениям. В настоящее время уже начали подготовку к ремонту остановочных павильонов, в предстоящий сезон, полагаем, сможем перевыполнить запланированные объемы.
Чем еще занимаются наши рабочие? В летний период это, в основном, уборка, мойка улиц, остановочных павильонов. В зимний период — расчистка от снега и подсыпка тротуаров, дорог. За зиму на улицы города высыпается очень большой объем противогололедного материала, соответственно, с приходом тепла нам нужно будет оперативно собрать весь этот песок и вывезти на полигоны, — рассказывает Павел Литвинов.
К вопросу о подсыпке на городских улицах. Прошу руководителя прокомментировать замечания горожан на различных интернет-форумах: действительно ли в Абакане не применяются химические реагенты, а с гололедом борются подсыпкой исключительно из природного материала — песка?
— Реагентов на улицах города мы не используем, на 100% применяется лишь песок. На некоторых особо опасных в плане ДТП участках к песку добавляется обычная соль, и все, других веществ мы не используем. В зимний сезон — 2023/2024 сложности создали теплые дни в ноябре, в начале января были дни, когда температура днем была на уровне 0 градусов. В итоге снег на дорогах и тротуарах оттаял, а затем с наступлением морозов все это превратилось в настоящее ледяное покрытие. До сих пор мы не можем очистить от этой наледи тротуары и проезжую часть — помогает только подсыпка, чем сейчас рабочие и заняты, — отвечает руководитель.
С наступлением тепла объем работ не уменьшится. На весну — лето запланировано почистить и помыть порядка 900 водопоглощающих колодцев, остановочные павильоны, надземный и подземный переходы. Также рабочими учреждения вывозится большое количество растительных отходов, которые еще нужно сначала собрать с огромных территорий. Объемы работ традиционно большие, а вот рук не хватает. Причем дефицит рабочих кадров отмечается как среди уборщиков территорий, где не нужны какие-то определенные знания и навыки, так и среди водителей, механиков и др.
— Для выполнения наших текущих обязанностей по содержанию территории города у нас ежедневно работает порядка 25–30 единиц транспорта плюс 40 уборщиков территорий. Итого порядка 65 человек должно ежедневно работать на улицах города. Это очень тяжелый физический труд — люди работают на улице зимой в минус 30, а летом в 30-градусную жару. Понятно, что немногие жители города соглашаются на такие условия труда.
Сегодня у нас доля работников в возрасте 30–40 лет составляет лишь 20% от общего числа, большая часть сотрудников — предпенсионного и пенсионного возраста. Молодежь и люди среднего возраста предпочитают уезжать на вахту, в настоящее время многие мужчины, умеющие работать со специализированной техникой, уехали на службу по контракту в зону СВО. Поэтому у нас очень остро стоит вопрос с кадрами. Пытаемся решить вопрос повышением заработной платы, но пока полностью закрыть вакансии не получается. И сегодня нам требуются уборщики территорий, водители, машинисты погрузчика, механики. Будем рады, если кто-то из читателей «Абакана» в данный момент ищет работу и заинтересовался нашими вакансиями, — отмечает Павел Литвинов.
Что касается техники, по словам руководителя учреждения, всех специализированных машин имеется в достаточном количестве. Пусть автотранспорт и не новый, но вся техника содержится в хорошем состоянии — было бы кому работать.
— Специализированная техника работает у нас по большей части в ночное время. Днем на улицах города интенсивное движение, получается, нам мешают, и мы мешаем водителям. Поэтому и выходим с 22.00 до 6.00. Чтобы читатели имели представление о вывозимых с улиц города объемах снега: за одну ночь 4 единицы самосвальной техники сделали 52 рейса лишь с небольшого участка улицы Ленина в границах от Ивана Ярыгина до Карла Маркса. Вроде бы не особо и заметно — сколько снега вывезено, — рассказывает директор «Спецавтобазы ЖКХ».
В завершение беседы интересуюсь у руководителя, не обидно ли сотрудникам учреждения при таком графике и в столь сложных условиях работы слышать лишь критику в свой адрес? Ведь когда все чисто, а улицы в гололед вовремя подсыпаны, редко кто скажет добре слово в адрес коммунальных работников. А вот любой недочет, как правило, замечается сразу же.
— К критике мы привыкли: где-то она бывает объективная, где-то — не совсем. Мы понимаем горожан, всем нам хочется, чтобы необходимые работы выполнялись оперативно и по всему городу сразу: и в центре, и на окраинах. Так и должно быть, однако мы живем и работаем в существующих реалиях, когда людей и финансов на все сразу не хватает. Вот и приходится выстраивать приоритеты, но в любом случае критику мы воспринимаем конструктивно — стараемся быстро исправить ситуацию, когда это в наших силах, — отвечает на вопрос руководитель МКУ «Спецавтобаза ЖКХ».
Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из архива МКУ «Спецавтобаза ЖКХ»