Я однажды пришла к Саше заплаканная. Рассказала, что у меня был сложный день. Мне в лицо кинули очень обидные слова, а я была настолько не готова к нападению, настолько без доспехов, что они вошли внутрь по самую рукоятку.
И мне стало так больно, так обидно, что я в долгу не осталась, и наговорила обидчику... много нелицеприятного.
И теперь мне плохо, и не знаю даже, от чего хуже: от того, что мне наговорили, или от того, что я.
Саша, мой тренер по ораторству, еще и тонкий психолог. Она всегда чувствует, как звучат люди.
Она услышала моё отчаяние, и в качестве поддержки рассказала, как однажды, когда она была студенткой, сыграла этюд и вложила в него всю душу, а учитель, который давал рецензию, произнёс:
- Даааа, не получилось у вас сыграть... -
потом помолчал и добавил. - Да и не получится!
И Саша умерла. Ну, визуально этого никто не заметил, но внутри будто выключили Сашу. Померкла девочка. Она совсем тогда не умела такое выносить, а от авторитетного человека эти слова были настоящими пулями.
Потом, спустя годы, она ему скажет: "Работа учителя - учить. А не крылья обрезать".
Теперь Саша сама учит быть аккуратнее со словами. Слово - это пуля. Оно может проникнуть глубоко, может задеть по касательной, может пройти навылет, а может остаться жить внутри.
Я умом понимаю, что она права, но иногла эмоционально я так разобрана, что начинаю отстреливаться в ответ на малейший переход границ: тра-та-та - тра-та-та.
- А сейчас, Саш? Сейчас как? - спрашиваю я.
- Сейчас я рассказываю эту историю с учителем просто как кейс. О том, что ... ну, никому не позволяйте сталкивать вас с вашего пути. И помни: чтобы слово вошло внутрь, оно не обязательно должно быть острым. Чтобы быть услышанной, нужно просто владеть логикой речи.
Мы на том занятии проходили акцент. Что когда вы хотите донести что-то очень важное, замедлитесь на главном слове, понизьте тон, установите зрительный контант с человеком и обязательно - интонационная горка перед понижением слова.
Я тогда плохо соображала: все записала, но не запомнила.
- Саш, ты не ответила: "А сейчас ты как?"
- Что как?
- Справляешься с критикой?
- Я всегда говорю: "Это не поминки, не обязательно говорить про меня только хорошее. Но если вы хотите сказать плохое, помните: у меня с собой и мудрость, и полная обойма слов-пуль. Я еще не знаю, что именно использую в качестве ответа".
- То есть ты тоже можешь тратата-тратата?
- Конечно, я же живая. Когда вокруг волчьи стаи, на одной мудрости долго не протянешь.
Просто наша базовая потребность - быть неотверженным. Мы хотим нравиться и чтобы нас любили. А нашего желания для этого, порой, очень мало. Надо еще столько всего сделать! И ты от бессилия тра-та-та.
Саша помогла мне поймать мои слабые места. Я на сцене раньше отчаянно вымогала улыбки. Как бы говорила: "Ну смейтесь! Ну что вы?".
И если люди не смеялись - сама чуть не плакала. Не любят меня! Не нравлюсь я им.
А потом поняла, что вымогательством я любовь на заработаю. Это через другую дверь надо войти. Говорить с людьми про людей. Им будет интересно, полезно и иногда смешно.
Получилась реклама Саши, но на самом деле этим постом я просто хотела сказать: если я тра-та-та, то это просто от того, что я в дефиците мудрости. И сна)))
Давайте прощать друг другу тра-та-та. Тот, кто обидел меня, кстати, извинился. Я пока не могу его простить, но уже ценю за то, что он признал свою неправоту. Я слова-ножи вытащила изнутри за рукоятку. Всё еще кровит, но заживет, и будут шрамики.
И тогда я приду к нему и скажу, замедлившись на главном слове, понизив тон и установив зрительный контант: "Больше так не делай, пожалуйста".
И обязательно - интонационная горка перед понижением слова. Куда ж без горки-то...