Авторы: Ирина Александровна Медведева, Камила Наилевна Шабаева
Актуальность исследования обусловлена тенденцией к возрастанию ксенофобических проявлений в современном обществе, что делает насущной задачу повышения уровня психологической культуры молодого поколения. Само явление ксенофобии является достаточно сложным, негативно окрашенным, необъективным отношением к людям разных социальных общностей, национальностей, религий, проявляющимся в нетерпимом, презрительном отношении на основании восприятия «Другого» как непонятного, а значит, враждебного и опасного. В основе данного феномена лежит интолерантность, которая, в свою очередь, является признаком стереотипного мышления, непринятия любой «инаковости», своеобразия и разнообразия человеческой природы, что свойственно людям с низким уровнем психологической культуры. Подобные настроения и психологические состояния, направленные на непринятие «Другого» по какому-либо признаку (пол, возраст, национальность и т.д.), являются прямой предпосылкой к экстремизму. Экстремизм по своей сути — форма «озвученной» ксенофобии.
Индивид, у которого наблюдается высокий уровень недоверия к миру, устойчивая фиксация на отличительных признаках и их непринятии, характеризуется тем, что в его сознании существует некий «образ врага», воспринимаемый им как источник угрозы и опасности. Обычно человек с ксенофобическими установками не осознает то, что подобное отношение к людям является чем-то предосудительным. Анализ предполагаемого явления ксенофобии может быть осуществлен только при объективном исследовании «со стороны» так же, как и выявление иррациональных аргументов самого ксенофоба. Такой анализ необходим в работе психолога, педагога-психолога с представителями разных возрастных и социальных групп для дальнейшей работы по формированию конструктивных образов «Другого» и социального мира в целом.
Одной из актуальных задач специалистов, работающих в области психологии, становится повышение психологической культуры как отдельного человека, так и общества в целом. Психологическая культура является основополагающей культурой личности, которая, в свою очередь, способствует пониманию своего мира и мира других людей для выстраивания отношений с ними, успешной социальной адаптации и решения своих внутриличностных проблем. Необходимый уровень психологической культуры порождает состояние внутреннего благополучия, тем самым разрушая иррациональные непродуктивные установки, становясь надежной преградой для формирования и проявлений ксенофобии и экстремизма. Такие компоненты психологической культуры личности, как осознание себя, адекватная рефлексия и самооценка, способность к эмпатии, саморегуляция деятельности, критичность мышления, регулирование отношений с другими людьми, должны стать для профессионального психолога объектами коррекционно-развивающего воздействия и предметом обсуждений в консультативной практике.
На основе анализа научных источников были выделены следующие ключевые моменты современного состояния проблемы.
С точки зрения социально-психологического подхода можно отметить то, что преимущественное распространение ксенофобических настроений среди молодежи обосновано некоторыми особенностями, присущими данному возрастному периоду. Молодым людям свойственны чувствительность, эмоциональность, низкий уровень самооценки. Совокупность возрастных особенностей данного периода может приводить к повышенному проявлению агрессии, болезненной восприимчивости к инакомыслию. Для них характерно обостренное чувство справедливости, которое усиливается за счет присутствующего «юношеского максимализма». Участие в мероприятиях, связанных с протестом, «увеличивает социальный капитал участников, удовлетворяя их потребность в общении, в коллективном действии» [1]. «Некритичность, недостаток рефлексии и опыта “просеивания” информации» способствуют тому, что для молодежи становится свойственна «чрезмерная чувствительность к проблемам, связанным с этнической или национальной идентичностью, большая проницаемость для националистической риторики, вплоть до проявления экстремизма» [2].
Также следует отметить тот факт, что явления ксенофобии и экстремизма в большинстве своем могут быть распространены именно по причине яркого социального расслоения общества и отсутствия социальных лифтов как таковых. Подобные ситуации в обществе вызывают у людей чувства безнадежности, злости и зависти. Эти чувства не только способствуют распространению и росту девиантного поведения, но и создают социальную базу для публичных форм агрессивной «самоорганизации» [3].
В процессе социализации на основании усвоения стереотипов и предубеждений, распространенных в социуме, у индивида может возникнуть некая психологическая установка, которая задает особую форму реагирования на «Другого». Знание таких психологических механизмов особенно важно в работе специалистов для профилактики ксенофобических и экстремистских явлений в среде молодежи и предотвращения противоправных разрушающих последствий.
Центральное значение в развитии толерантного отношения у молодых людей имеет развитие основ критического мышления. Именно критическое мышление способствует освобождению от предвзятых и нетолерантных суждений и развитию впоследствии самого себя (в плане самоактуализации). Исходя из концепции А. Маслоу, важнейшей характеристикой самоактуализирующейся личности является способность к критическому мышлению, которое позволяет оценивать стереотипы и предвзятость «со стороны», для того чтобы пересмотреть усвоенные стереотипы. Маслоу полагал, что современное образование направлено на развитие рационализма в ущерб креативности и открытости новому [4]. В зарубежных исследованиях проблема развития критического мышления получила более широкое применение, в ней на практическом уровне доказывается взаимосвязь между уровнем развития критического мышления и проявлениями толерантности. Критическое мышление помогает человеку подвергать сомнению обоснованность стереотипов благодаря способности смотреть «со стороны» и более высокой познавательной способности понимания другого, чужой группы, иной культуры [5, 6].
И отечественные, и зарубежные исследователи уделяют достаточное внимание вопросу ксенофобии. Однако в работах исследователей этой проблемы не хватает указаний по практическому применению имеющихся данных, направленных на снижение проявлений интолерантности, лежащей в основе явления ксенофобии. При этом многие авторы указывают на высокий уровень вероятности перехода ксенофобии в экстремистские настроения. Рассмотрим анализ современных исследований явлений ксенофобии и экстремизма подробнее.
Явления ксенофобии и экстремизма по своей природе разные, но в своем крайнем проявлении могут наблюдаться их сходные черты. Наиболее известные проявления ксенофобии и экстремизма — случаи агрессии и насилия, направленные против лиц иной этнической принадлежности. Особенностью подобных действий является то, что чаще всего в их совершении участвует молодежь. Ученые при определении экстремизма делают акцент на действия, а не на людей, так как именование людей и группировок экстремистами неоднозначно, потому что зависит от позиции и групповой принадлежности индивида. Одну и ту же группу одни могут называть экстремистами, другие — борцами за свободу.
На основе данных анализа ксенофобии как социального явления были сделаны следующие выводы:
- во-первых, явление ксенофобии проявляется в немотивированной агрессии и неприязни, которые, в свою очередь, могут приводить к появлению отрицательно окрашенных стереотипов и искажению представлений о людях. К сожалению, это чаще всего приводит к совершению противоправных действий в отношении различных социальных общностей или их отдельных представителей, которые отличаются по национальному, религиозному, половому и другим признакам;
- во-вторых, в обществе, где регистрируется высокий уровень ксенофобических проявлений, может, как следствие, при определенной социальной, экономической или политической ситуации наблюдаться рост националистических настроений, что грозит общественными беспорядками с разрушительными последствиями;
- в-третьих, явление ксенофобии, так или иначе, способствует появлению молодежных экстремистских организаций, распространяющих идеологию расовой, национальной, религиозной неприязни;
- в-четвертых, ксенофобия, которая закрепилась в коллективном мировоззрении, может стать одной из причин вражды по национальному или религиозному признаку этнических групп и народов.
Стоит отметить то, что на формирование интолерантного отношения у молодежи также могут влиять экстремальные формы реакции на окружающую их действительность. Это может быть связано с их завышенными ожиданиями по отношению как к окружающему миру, так и по отношению к себе. В ответ на подобную реакцию фрустрации, которая возникает вследствие неадекватных ролевых представлений, может возникнуть ответная агрессивная реакция [7].
Обращаясь к проблеме экстремизма, исследователи указывают на его недостаточную определенность. Традиционное определение экстремизма указывает на то, что данное явление отражает приверженность к крайним взглядам, к использованию крайних мер для достижения своих целей. Как «крайняя мера», так и «крайний взгляд» одновременно являются существенным признаком экстремизма, т.е., зафиксировав приверженность к «крайнему» взгляду, можно уже отнести человека к категории «экстремист». Такие варианты определений позволяют рассматривать приверженность к крайним взглядам и противоправное действие как равнозначные явления. Неоднозначность приведенных определений ведет к тому, что отнесение человека к категории «экстремист» может определяться субъективными представлениями исследователя, что, безусловно, затрудняет поиск настоящих причин этого явления.
Экстремизм рассматривается как открытая, озвученная форма ксенофобии. Явление экстремизма является одной из форм девиантного поведения, при котором насилие проявляется сверх меры, асоциально, в различных сферах общественной жизни [8].
Анализ научных данных показывает, что изучение ксенофобии и экстремистских настроений недостаточно разработано и требует некоторых уточнений. Есть констатация фактов, изученных явлений и исследований, но нет указаний по поводу того, как с этими случаями нужно работать. Не хватает практической составляющей, нет направленности на преодоление этого явления с использованием психологического знания. Для решения этой проблемы, по нашему мнению, необходимо обратиться к тем характерологическим компонентам, которые препятствуют формированию ксенофобических установок либо, наоборот, усугубляют их. Необходимо изучать характеристики личности, связанные с феноменом интолерантности. Работа специалиста с определенным набором личностных качеств и характеристик может стать преградой для формирования распространения ксенофобических установок. Важной составляющей в преодолении явлений интолерантности мы считаем психологическую культуру личности, а именно: развитие высокого ее уровня в процессе социализации.
Психологическая культура является совокупностью личностных характеристик и навыков, необходимых для психологического здоровья индивида, его успешной самоактуализации, предотвращения социальной дезадаптации, выстраивания успешных взаимоотношений с людьми. Все компоненты психологической культуры напрямую воздействуют на удовлетворенность жизнью человеком. Феномен психологической культуры личности относительно новый. В настоящее время мы видим большое количество трактовок данного понятия.
Так, например, c точки зрения В.В. Семикина, психологическая культура выступает высшим уровнем развития психологически компетентной личности. Главным условием достижения этого уровня является принятие гуманистических ценностей.
Л.С. Колмогорова была одним из первых исследователей, кто применил системный подход для изучения психологической культуры как отдельного феномена. С ее точки зрения, «психологическая культура личности — это продукт социализации, образования, воспитания и самовоспитания, который становится регулятором поведения человека» [9]. Именно она начала рассматривать данный феномен как основополагающую часть культуры личности каждого индивида. Благодаря высокому уровню психологической культуры личности человек может осознавать свой внутренний мир, успешно адаптироваться в обществе, самоактуализироваться и конструктивно решать внутриличностные проблемы. Психологическая культура, по мнению автора, помогает поддерживать гармоничность личности, позволяет осознавать свои возможности и желания, а также выстраивать отношения с окружающими людьми.
Л.Д. Демина также определяет психологическую культуру как «комплексное понятие, которое включает знания человека об основных факторах и законах развития внутреннего мира, а также способах и приемах саморегуляции, лежащих в основе психического здоровья личности» [10].
С точки зрения О.И. Моткова, «психологическая культура личности — это выработанный самой личностью механизм самопознания, общения, эмоциональной и поведенческой саморегуляции, а также механизм саморазвития» [11]. Исходя из своей концепции, автор сделал вывод о том, что данный феномен включен во все сферы жизнедеятельности индивида. Человек с высоким уровнем психологической культуры личности предпринимает осознанные действия, оптимально согласованные с внешним миром.
На основе анализа существующих на сегодняшний день подходов к определению сущности этого феномена мы можем заключить, что психологическая культура представляет собой совокупность выработанных человеком качеств, усвоенных знаний и установок, на основе которых у него формируются определенные механизмы внешней и внутренней саморегуляции и механизмы самопознания. Высокий уровень психологической культуры характеризуется оптимальным способом поведения, когда человек учитывает как желания и цели своей личности, так и восприятие других людей, и законы окружающего мира в целом. При этом необходимым условием формирования психологической культуры является внутреннее принятие человеком жизненных ситуаций как значимых для себя. Без превращения их во внутренние ценности они не мотивируют его на осуществление соответствующего поведения.
Исходя из анализа исследований по проблемам ксенофобии и психологической культуры личности [12‒16], мы можем сделать вывод о том, что эти два психологических конструкта связаны между собой. Повышение психологической культуры снижает уровень интолерантности, препятствуя тем самым развитию явлений ксенофобий и экстремизма. Феномены психологической культуры личности и ксенофобии имеют реципрокную взаимонаправленную связь. Повышение психологической культуры личности снижает уровень интолерантности и ксенофобических установок, что, в свою очередь, способствует формированию конструктивных смысложизненных ориентаций, эффективному решению жизненных психологических проблем, решению задач адаптации и самоопределения.
Интерес психологов в большей степени ориентирован на описание проявлений ксенофобии и ее связи с клиническими случаями действия механизма смещения эмоции тревоги на внешний объект, когда объекты с признаками, отличными от привычных, могут вызывать фобические реакции. Социологи изучают ксенофобию с точки зрения вариантов ее проявления и степени распространения в общественном сознании. Политологи большее внимание уделяют влиянию политических условий на динамику ксенофобии в конкретных социокультурных условиях и выявлению политических механизмов противодействия этому явлению. На наш взгляд, изучение ксенофобии должно быть связано с изучением тех базовых психологических характеристик личности, которые определяют уровень развития психологической культуры человека.
В результате планируемого исследования будет разработана модель повышения психологической культуры, направленная на профилактику явлений ксенофобии и экстремизма в молодежной среде. Создание этой модели позволит определить набор наиболее важных психологических характеристик, формирование которых у индивида достоверно и значимо препятствует образованию ксенофобических и экстремистских установок. Модель повышения психологической культуры предполагает включение широкого спектра индивидуально-психологических и личностных характеристик, среди которых особое внимание будет уделено когнитивным (знаниевым) и конативным (поведенческим) компонентам.
На базе кафедры «Прикладная психология» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» планируется разработка модели повышения психологической культуры в целях профилактики явлений ксенофобии и экстремизма в молодежной среде с целью последующей ее реализации на базе образовательных учреждений.
Особое внимание будет уделено таким отдельным характеристикам, определяющим психологическую культуру личности, как самопонимание и аутосимпатия, контактность и гибкость в общении, системная рефлексия, эго-идентичность, базисные убеждения, экзистенциальная исполненность. Планируется соотнести эти характеристики с данными диагностики уровня проявления экстремизма и ксенофобии, а именно: с такими показателями, как «интолерантность», «социальный пессимизм» и «конвенциональное принуждение».
Многовариативность набора характеристик, входящих в разработанную модель, будет проанализирована с точки зрения устойчиво проявляющихся факторов и их сочетаний, коррелирующих с показателями склонности к ксенофобии. Полученный спектр потенциально значимых личностных атрибутов, соотнесенный с показателями склонности к ксенофобии, позволит сформировать диагностическую модель взаимообусловленных характеристик личности для дальнейшей разработки типологии ксенофобических установок с описанием психологического содержания разных уровней склонности к ксенофобии.
Список литературы
- Логинова К. Политическое участие молодежи на парламентских выборах 2011 г. // Вестник общественного мнения. 2013. №3‒4. С. 123‒133.
- Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Молодежь России. М.: Московская школа политических исследований, 2011. 96 с.
- Мукомель В.И. Ксенофобия в молодежной среде // Россия реформирующаяся. 2017. №15. С. 228‒258.
- Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2019. 400 с.
- Hjerm M., Ingemar Johansson, Seva & Lena Werner. How critical thinking, multicultural education and teacher qualification affect antiimmigrant attitudes // International Studies in Sociology of Education, 2018. P. 42‒59. URL: tandfonline.com
- Pithers R.T., Soden R. Critical thinking in education: A review // Educational Research. 2000. №42. Р. 237‒249.
- Латышева Е.О. Социологические основы профилактики интолерантности и проявлений экстремальных жизненных установок // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2013. №2. С. 122‒128.
- Фолчанова А.С. Не допуская крайностей: трудности и перспективы исследования проблемы экстремизма в социально-психологических исследованиях // Вестник военного образования. 2019. №2. С. 86‒88.
- Колмогорова Л.С. Повышение психологической культуры учащихся как проблема современного среднего образования // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей / под ред. А.В. Егоровой, И.М. Каманова, М.В. Поповой. М.: Просвещение, 2006. 95 с.
- Демина Л.Д. Психологическая культура личности: общепсихологический контекст // Сибирский психологический журнал. 2004. №19. С. 7‒10.
- Мотков О.И. Психологическая культура в мозаике личности // Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры: сб. тез. XII Междунар. чтений памяти Л.С. Выготского. М., 2011. С. 246‒252.
- Олпорт Г. Природа предубеждения // Век толерантности. 2003. № 6. С. 39‒50.
- Скулкина Е. Н. Индивидуально-психологические детерминанты формирования социальных установок ксенофобии у подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. №1. С 58‒60.
- On the Nature of Prejudice: Fifty Years After Allport / Dovidio J. F., Glick P., Rudman L.A. (eds.). Blackwell: Publishing Ltd, 2005. 470 p.
- Дробижева Л.М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет. М.: Новый хронограф, 2013. 279 с.
- Труд и занятость в России. 2015: стат. сб. М.: Росстат, 2015. 274 с.
Источник: Медведева И.А., Шабаева К.Н. Повышение психологической культуры как профилактика явлений ксенофобии и экстремизма в молодежной среде // Вестник Пензенского государственного университета. 2022. №4. С. 24‒30.