"Иные рождаются великими, другие достигают величия, а третьи нанимают специалистов по связям с общественностью".
Дэниел Бурстин, американский историк, 12-й библиотекарь Конгресса США.
В эпоху блогеров и тиктокеров поговорим о специалистах и истории второй древнейшей профессии, которая нынче приобрела иностранное звучание с русским колоритом. Итак, откуда взялись пиарщики (или пярщики🤔)?
Найденная в древнем Ираке глиняная табличка, пропагандировавшая более совершенные методы ведения сельского хозяйства, считается первым известным примером связей с общественностью. Вавилонские, египетские и персидские правители создавали пирамиды, обелиски и статуи, чтобы продвигать свое божественное право управления страной. Кроме того, утверждения о магии или религиозном авторитете использовались для убеждения общественности в праве короля или фараона.
В Греции были адвокаты по найму, которых называли "софистами", обладавшие сильными навыками убеждения (хотя Платон заявлял, что они были нечестными и вводили общественность в заблуждение😉) В Древнем Риме Юлий Цезарь написал первую биографию кампании, пропагандирующую его военные успехи. Он также заказывал информационные бюллетени и стихи в поддержку своей политической позиции.
В средневековой Европе ремесленники объединялись в гильдии, которые управляли своей коллективной репутацией. В XVII веке папа Григорий XV впервые использовал термин "пропаганда", когда создал Congregatio de Propaganda ("Конгрегация распространения веры"), организацию, которая использовала подготовленных миссионеров для распространения христианства. Можно сказать, что вполне продвинутыми пиарщиками своего времени были кардинал Ришелье, выпускавший брошюры, поддерживающие его политику, императрица Мария Терезия, написавшая анонимную статью, оказавшую влияние на критику масонов, и английский поэт Джон Милтон, не гнушавшийся пропагандистких статей (тоже писавший анонимно).
В Великобритании в Викторианскую эпоху пиар использовался религиозными евангелистами и реформаторами, особенно противниками рабства. Можно сказать, что первые промоутеры представляли, в основном, свое конкретное движение и в целом не нанимались по найму.
А что у нас в России? Довольно искусными пиар-кампаниями в истории Руси можно назвать возведение на царство Бориса Годунова и Михаила Романова. Ну и, конечно, как не вспомнить Петра I, который, как сейчас бы сказали, на основе применения административного ресурса в сочетании с методами рекламы и PR сотворил не только свой бренд на века, но и бренд великого государства.
Академик Лихачев писал: «Петру бесспорно принадлежит смена всей „знаковой системы“ Древней Руси. Он переодел армию, переодел народ, сменил столицу, перенеся ее на Запад, сменил церковнославянский шрифт на гражданский, он демонстративно нарушил прежние представления о „благочестивейшем“ царе и степенном укладе царского двора, не только внеся во дворец рабочие инструменты и станки, но и заведя „всешутейший и всепьянейший собор“, общаясь с шкиперами и плотниками, работая на верфях и выполняя обязанность бомбардира. Он разрушил церемониальность и степенность иными темпами жизни, создал новые представления и о времени, и о пространстве. Он ходил быстро, ездил скоро и на большие расстояния, решал дела на ходу и в походах. Сохранившемуся же он придавал отличные от прежних формы».
Петр I – организатор первого российского пресс-тура 1697 г. Знаменитая дипломатическая миссия Петра I помогла решить настоящие PR-задачи, например, позволила поднять престиж России в глазах европейцев и зарубежных политиков. Величайший PR-проект брендинга петровской эпохи - это, конечно, строительство города-порта Санкт-Петербурга и перенос туда столицы.
А вот самым известным "черным пиарщиком" в современном понимании этого слова в нашей стране был прославленный реформатор Петр Столыпин. В 1909 году он развернул мощную идеологическую кампанию против Григория Распутина, добившегося к тому времени огромного влияния на царскую семью. Неутомимый премьер не только собирал через своих агентов компромат на Распутина, но и распространял через подконтрольные газеты слухи о бурной воровской молодости "старца", о его любовных похождениях, о взятках, которые тот нагло вымогал у разных высокопоставленных лиц империи. Как известно, закончилась эта кампания для Столыпина трагически, как и грозил ему своим предсказанием Распутин.
Итак, уважаемые коллеги, если вы находитесь в поисках специалистов по связям с общественностью, не гнушайтесь обращаться к истории этой уважаемой профессии и находить интересные аналогии в описании компетенций настоящего гусара пярщика, ведь самое главное в профессии пиарщика - это построить доверие к компании и ее бренду. А, как сейчас всем известно, потерять его можно за считанные минуты — достаточно одной опрометчивой фразы в уютном бложике или комменте в соцсетях 🤦🏻♀️.