Когда-то "Мастер и Маргарита" была одной из моих любимейших книг. Потом пришли какие-то другие произведения, да и "МиМ" я переосмыслила и стала воспринимать иначе, без юношеского щенячьего восторга. Но все равно эта книга остается в ряду важных для меня произведений. И к каждой новой экранизации я отношусь с неизменным интересом. Так что, новый фильм пропустить не могла, хотя по ряду причин была и такая мысль.
И вот вчера вечером мы посмотрели кино. Прежде всего хочу сказать две вещи.
Во-первых, никого не слушайте. Если есть хоть немного интереса, идите и смотрите сами. Только так можно сделать какие-то выводы о художественной ценности произведения. Чужое мнение, даже самое авторитетное, оно всё-таки не ваше. Я читала отзывы о фильме людей, интересных для меня, чье мнение я уважаю, и скажу, что мои личные впечатления категорически разошлись с их впечатлениями. Ничего в это страшного нет.
Во-вторых, я крайне не рекомендую смотреть фильм тем, кто не читал книгу. Потому что книга и этот фильм... ну как бы помягче выразиться... Они совершенно разные. Нельзя посмотреть это кино и сказать: "Читать не буду, фильм уже видел".
Фильм не просто "по произведению Булгакова". И даже "по мотивам" тут будет не совсем верно. Дело не в этом. Частично кино полностью повторяет книгу. А частично он совсем другой, я бы даже сказала, принципиально другой. Я отчаянно пытаюсь не спойлерить и с трудом подбираю слова)) Так, финал, на мой взгляд, просто искажает написанное Булгаковым. Да, не во всём, но как минимум в одном принципиальнейшем моменте - в том, как покинули этот мир Мастер и Маргарита. И это единственный момент фильма, который мне категорически не понравился.
Сюжет книги в фильме перетасован, немного перевернут, дополнен. Мы видим две Москвы, да и почти всех героев мы видим в двух измерениях - реальной жизни Мастера и в образах героев его книги. Поначалу чудно, потом привыкаешь и уже не путаешься, кто есть кто.
Снято феерически прекрасно. Такого масштабного, мрачно красивого, впечатляющего и при этом действительно захватывающего фильма я давно не видела. Футуристическая Москва заставляет онеметь - то ли от восторга, то ли от ужаса. От нечто среднего между ними.
Практически каждый актёр - в точку. Никогда бы не сказала, что мне может понравиться Евгений Цыганов. Да и к Юлии Снигирь я всегда относилась без интереса. Но это, конечно, их роли. Цыганов новый! Другой! И это уже шок.
Изумительный Коровьев получился у Юрия Колокольникова. Вот таким я его себе и представляла. Впервые в жизни восхитилась Полиной Ауг. Через силу восхитилась, честно говорю, но роль Геллы просто её.
Да и вообще - Князев (Берлиоз), Ярмольник (доктор Стравинский), Яна Сексте (Прасковья Федоровна), Башаров (Степа Лиходеев), Гуськов (барон Майгель) - все попали в свои роли, в свои образы. Отдельное спасибо Игорю Вернику за Бенгальского (просто звездный час) и Александру Яценко за Алоизия.
Были и те, кто, скажем так, не впечатлил. Иван Бездомный, например, не очень четко получился. Бегемот тоже - его можно было как-то покрупнее оформить и внешне, и по сути роли))) И не смог вызвать никаких чувств Иешуа Га-Ноцри. Увы. Бурляев и Безруков в этой роли - просто монстры, столпы по сравнению с актером по имени Аарон Водовоз. Их образы мощнее, ярче того, что создал голландский актер. Дело даже не в том, что его облик далек от канонического, хотя и в этом тоже. Просто как-то слабо. Никак.
Аугуст Диль в роли Воланда. Это действительно самая большая удача фильма. Ни один экранный Воланд ранее, на мой взгляд, не предстал истинным Злом. Были Воланды философы, исследователи душ... А этот - вон оно, воплощенное Зло, которое смотрит на глупых суетливых человечков исключительно с холодным интересом, ни к кому не испытывая ни сочувствия, ни симпатии, ни чего-либо хотя бы отдаленно похожего на добрые чувства. И даже когда улыбается, искренне хохочет, глаза его мертвы. Поразительное попадание.
Что поразительно, когда фильм кончился, люди не спешили на выход, как это обычно бывает. Многие молча сидели. Мы с мужем тоже долго шли и молчали. Когда слишком много эмоций и мыслей, не сразу их выплескиваешь. Обдумываешь, прислушиваешься.
Можно по-разному относиться к книге, к актерам, к попыткам переосмыслить произведение и снять по-своему. Но я считаю, что этот фильм заслуживает того, чтобы его увидели. Если смотрели, давайте обсудим.