Чистка дорог от снега – это одно из основных мероприятий по борьбе с зимней скользкостью в городе. О том, как происходит уборка и защита дорог от снега, мы расскажем в этом разделе.
Сроки зимней уборки варьируются от региона к региону. Это связано с тем, что погодные условия на территории России весьма разнообразны. Где-то зима длится 3 месяца, как по календарю, а где-то – все полгода.
Например, в Екатеринбурге сезон официально начинается 15 октября и заканчивается 15 апреля.
Непосредственно уборку можно разделить на две крупные составляющие:
- Сбор и утилизация свежевыпавшего снега
- Борьба с зимней скользкостью (снежным накатом и гололедом)
В этой статье мы рассмотрим второй пункт.
Борьба со снежным накатом и гололедом
Пожалуй, самая серьезная зимняя проблема – это гололедица. По данным Национальной ассоциации зимнего содержания дорог, каждый пятый официальный больничный зимой выписывается из-за падений на льду, а число пострадавших за сезон исчисляется сотнями тысяч людей. Поэтому борьба со скользкостью – это одна из первостепенных задач коммунальщиков.
Борьба с зимней скользкостью включает в себя два вида мероприятий:
- Профилактику
- Устранение гололеда
Давайте поговорим о каждом из них подробнее.
Профилактика гололеда
Профилактический метод борьбы с оледенением – самый предпочтительный. Он направлен на то, чтобы в принципе не дать наледи образовываться. Это позволяет устранить проблему еще до того, как из-за нее кто-нибудь пострадает. Кроме того, реагента в этом случае расходуется меньше, чем при устранении льда.
Успешная профилактика подразумевает тщательный мониторинг метеосводок. Как только складываются погодные условия, грозящие образованием гололеда или снежного наката, начинается обработка дорог.
Вот эти условия:
- Температура воздуха от +1°C до −6°C
- Влажность воздуха свыше 85%
Другими словами, это то состояние погоды, когда влага из охлажденного воздуха начинает активно конденсироваться на поверхностях. А выпавшая роса, в свою очередь, замерзает и превращается в ледяную корку.
Суть профилактики заключается в том, что дорожное покрытие (реже – тротуары) покрывается тонким слоем реагентов. Как правило, это растворы солей хлора – хлорида натрия (всем знакомая поваренная соль), кальция или магния.
Температура замерзания у этих составов намного ниже, чем у простой воды (например, у насыщенного раствора поваренной соли она около −20°). Поэтому влага на дорогах не замерзает, а остается в жидком состоянии и со временем высыхает.
Обрабатываются участки в таком порядке:
- Дороги местного значения
- Дороги районного значения
- Магистральные дороги
Вы можете заметить, что он прямо противоположен порядку расчистки улиц от снега. Это связано с тем, что химикатам нужно время для реакции с водой. Если начать обработку с магистральных дорог, то колеса машин просто-напросто растащат весь реагент по округе. И тогда процесс придется повторять заново.
Кроме того, к профилактической обработке относится и посыпание дорог реагентами во время снегопада. В этом случае может использоваться не только чистая соль, но и пескосоляная смесь. Ведь снег под действием реагента начнет таять, и проезжая часть станет мокрой и скользкой. Эта проблема решается за счет песка, который увеличивает сцепление шин с дорогой.
Устранение снежного наката и гололеда
Бывают случаи, когда профилактика не была проведена вовремя или оказалась неуспешной. Тогда коммунальным службам приходится бороться с уже образовавшейся наледью в виде снежного наката и гололеда.
Здесь выделяются четыре способа:
- Механическая уборка – срезание или скол льда грейдером или вручную
- Химический – использование соляных реагентов
- Фрикционный – обработка снежного или ледяного покрытия песком, отсевом, шлаком и другими абразивными материалами
- Комбинированный – использование смеси соли с абразивами
Нужно сказать, что к механической уборке в масштабах города прибегают редко. Во-первых, такой способ подходит только для уборки толстого слоя льда – иначе вместе с ним пострадает и дорожное покрытие. Во-вторых, это очень трудозатратное предприятие.
Впрочем, скол льда практикуется при уборке особо запущенных участков улицы, а также дворов и небольших территорий около частных заведений. В этих случаях может быть проще и дешевле пару раз в месяц нанять дворника с ломом, чем закупать реагенты и искать место для их хранения.
И все же самым распространенным методом остается использование соляных реагентов и пескосоляных смесей. С их помощью можно в кратчайшие сроки превратить корку льда в талую массу, которую затем легко убрать с помощью щетки или метлы.
Однако у реагентов есть и минусы. Главный из них – это негативное влияние на окружающую среду. В связи с этим использование некоторых солей (в первую очередь технической – хлорида натрия) в чистом виде во многих городах просто запрещено.
Фрикционный метод в чистом виде тоже применяется не так часто. В первую очередь это касается мест рядом с зелеными насаждениями.
К ним относятся:
- Тротуары рядом с газонами
- Парки и скверы
- Дороги в сельской местности и в районах сельхозугодий
Дело в том, что химические реагенты могут попадать в почву и засаливать ее. А на такой земле потом ничего не вырастишь.
Если вам интересно больше узнать о том, какие материалы могут использоваться в борьбе с наледью, рекомендуем прочитать нашу статью Противогололедные реагенты.
Зимняя уборка города – это очень важное мероприятие. Большое значение здесь играет то, как хорошо коммунальные службы подготовились к новой зиме за лето. Однако и сама уборка – процесс достаточно ресурсозатратный. Она подразумевает целый комплекс работ: механизированную и ручную чистку дорог и улиц от снега, вывоз снега, профилактику гололеда, а также устранение образовавшейся наледи. В Екатеринбурге в этом процессе ежегодно принимают участие сотни рабочих и единиц техники. А денежные затраты исчисляются сотнями миллионов рублей.
Полную версию данной статьи вы найдете на этой странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.