Найти в Дзене
Э-эскизы

Юрий Лоза – не только «Плот»

Лоза в молодости
Лоза в молодости

Уже лет 20, как минимум, имя этого исполнителя ассоциируется с одной единственной песней:

«На маленьком плоту, сквозь бури, дождь и грозы, Взяв только сны и грезы и детскую мечту, Я тихо уплыву…»

И, скорее всего, так теперь уже и будет навсегда. Он останется автором одной песни, что на самом деле совсем даже очень неплохо. И более талантливые (и даже более популярные в соответствующие времена) авторы не оставили вообще ничего! Практически полностью забыты уже сейчас. Например, тот же Антонов или как противоположность Горькуша – кто их знает из нынешнего поколения 30-летних? А Лозу и его «Плот» - знают. Но сегодня мне хочется вспомнить Лозу, когда он был молодой, и на кассетах изо всех (почти) «утюгов» звучали и другие песни в его исполнении.

Краткая биографическая справка

Юрий Лоза родился 01 февраля 1954-го в Свердловске. Но на Урале был только до семи мальчишеских лет, а взрослел уже в Казакстане, куда переехал с родителями в 1962-м. После школы поступил в алма-атинский универ (что говорит об уме и сообразительности – в те годы высшее образование было совсем не так доступно как ныне), да ещё и на географический фак (привет, «Иваси»)! Но, как и многие будущие музыканты (но не все, например Ф.Скляр), в какой-то момент забил на учёбу и загремел в армейку на 2 года. После Армии закончил музучилище в Алма-Ате, играл в ресторанах. В «профи» попал через «Интеграл» Адибасова, где отпахал 5 лет, далее «Зодчие», ну и так далее, но интереснее всего то, что стал знаменитым именно с магнито-альбомом группы «Примус»! Причём ныне он всячески обвиняет «Примус», что, мол, обманули, заманили, но правда в том, что именно с той кассеты Лоза стал знаменит на весь Союз. Ну, и насколько мне помнится, вроде бы там звучало «Юрий Лоза и группа «Примус»!

Так что там было в Примусе?

Гимн всех тогдашних подростков «Девочка сегодня в баре». Здесь надо отметить, что в где-то в 1980-1982 в СССР вдруг стали массово открываться коктейль-бары. Представляли они собой обычно отдельно стоящие быстровозводимые строения небольшой площади (100-200 метров в квадрате), внутри которых была барная стойка со слабо-алкогольными коктейлями, громкая музыка и небольшой танц-пол. Уверен, что это была первая попытка «антиалкогольщины», но ещё «по-брежневски». Вроде того – приучить молодёжь употреблять «культурно»! Понятно, что попытка не удалась, потому что посетители приходили уже набравшись «некультурно», а следствием были постоянные и вполне привычные массовые драки. Но героев «Девочки» (там ещё прыщавый подросток фигурирует, с которым «на двоих один билет») все эти разборки мало затрагивали – они там кайфовали, представляя себя живущими «не в СССР». Где-то в 1983-м эти коктейль-бары по-закрывали, но по-видимому уже было поздно – отрава впиталась.

«У павильона пиво-воды стоял советский постовой…» на текст Глеба Горбовского. Между прочим, была очень актуальна все советские годы и вплоть до 2010-х. А ныне – уже совсем не актуальна, чему разве можно хотя бы не радоваться?

Заключение

Ну и ещё других песен было на той кассете, да и вообще в творчестве Юрия Лозы, и почти все они стали очень популярны тогда, а ныне представляют исключительно историческую ценность.