Не имея больше сил оставаться в московской зиме, решил продолжить традицию смотреть зимы в других странах и отправился отмечать Новый год в Турцию.
Раньше я был тут проездом, но толком не успел проникнуться городом, поэтому основная задача состояла в том, чтобы прочувствовать как живет Стамбул в эпоху пандемии и посмотреть как проводят новогодние праздники турки.
Погода в январе в меру теплая, иногда бывает солнце и можно ходить в футболке, иногда льют дожди и висит серое небо как в Питере, но в целом достаточно хорошо, чтобы часто сидеть на летних верандах и наслаждаться богатой городской жизнью.
День 1.
Начинаем прогулку с севера, района Бейоглу, расположенного в европейской части города. Каждый квадратный метр Стамбула как отдельный мир. Вот тут продают раритетную мебель.
Тут в узкой улочке втиснулись небольшие столики.
Чистильщик обуви у хамама.
Интересные паттерны.
Несмотря на не частые пешеходные переходы и хаотичное движение транспорта, улицы очень спокойные, и переходить можно, в принципе, где угодно. Улицы постоянно перебегают котики и собачки, ни одного пострадавшего не видел. Некоторые перекрестки организованы направляющими островками.
Встречное движение тоже часто физически разграничено.
Небольшой трудностью для пешехода являются наклонные улицы, на которых, как правило, много машин и отсутствуют тротуары.
Точнее тротуары настолько условны, что приходится ходить по проезжей части, что при небольшом трафике не является какой-то проблемой. Можно сказать, что улицы совмещенного пользования.
Главная пешеходная улица Стамбула — Истекляль. Сквозь толпу посередине медленно передвигается ретро трамвайчик.
Его функция больше туристическая и развлекательная, чем транспортная, без него Истекляль был бы просто обычным Арбатом. Проезд осуществляется по обычной транспортной карте Стамбулкард.
С вершины холма можно спуститься к берегу на подземном фуникулере.
Едет медленно, но зато экономит силы при спуске или подъеме.
Побережье Стамбула не самое комфортное пространство в городе. В основном тут проходит много трафика, много паромов, случайных построек и небольших парков, не связанных никак между собой. Вода тут выполняет исключительно транспортную функцию.
Паромное сообщение входит в единую систему общественного транспорта и очень здесь развито. Уплыть можно из любого конца города куда угодно достаточно быстро с лучшими видами на город.
Находишь свой причал, проходишь через турникет в терминале и ждешь когда приплывет паром.
Выбор внутри где присесть просто огромный. Хочешь —на открытой палубе, а хочешь —на закрытой. Хочешь —на первом этаже, а хочешь — на втором. Есть трехэтажные паромы.
Так мы за 10 минут попали в азиатскую часть в район Ускюдар.
На паромной площади стоят классные открытые киоски с со всем необходимым, а мимо проложили новую двустороннюю велодорожку.
Не очень продуман вопрос посадки-высадки из маршруток, поэтому ехать по велодорожке в этом месте затруднительно.
Логически велодорожка тоже ни с чем не связана, поэтому просто обрывается в конце набережной.
Пробираемся дальше по разным скверам и узким тротуарам в район Кузгунджук. Все переходят где хотят, мы пока еще стеснялись и послушно шли по зебре.
На входе в парк стоит городской прокат велосипедов. За несколько дней ни разу не видел, чтобы ими кто-то пользовался. В Стамбуле намного проще ходить пешком.
Район очень уютный и зеленый. Тут есть каскадные парки с зонами отдыха.
Кто-то живет с видом на этот парк и Босфор.
На вершине построили прогулочную тропу со смотровыми башнями и гибкими мостами между ними.
И даже тут живут свои котики, которые приходят к людям и прыгают им на руки.
Тротуар выше проезжей части.
Еще район Кузгунджук примечателен своими небольшими пряничными домиками и тихими улочками.
Каждая уважаемая кафешка должна иметь хотя бы один столик на тротуаре. Нет ничего лучше, чем пить туркиш ти на улице.
Тоже красивые столики, но когда они стоят рядом с проезжей частью, не очень уютно. У фасада намного лучше.
Витрины буквально вываливаются на улицу, в полной мере демонстрируюя все лучшее, что есть в магазине или ресторане.
Нет лучшей рекламы кафешки, чем вкусно обедающие люди на веранде.
Мощеный подъем.
Один крутой уклон переходит в другой крутой уклон.
На углу образовываются вот такие лестничные тротуары. Не знаю кто ими пользуется, потому что по дороге идти куда проще.
Лавочки с видом на телебашню.
Справа от подъезда самодельные домики для котиков.
Чтобы в ночи вернуться с восточной части на западную, не обязательно снова топать на паром, можно доехать на метро до местной электрички, которая идет сквозь город прямо под проливом.
Пути отделены оградой с дверьми и это не спроста.
Поезда полностью автоматические. Видно, что у поезда нет машиниста. Можно стоять и смотреть вперед.
Вот так это выглядит изнутри.
Вагон сквозной, как у нас в метро.
Электричку сложно с первого раза отличить от метро.
В основном станции на поверхности, как наша МЦК.
Но мы поехали в другую сторону, чтобы добраться до еще одного района восточной части Стамбула — Кадыкёй. Тут жизнь еще более насыщенная. Намного интереснее, чем западная часть. Так что если будете в Стамбуле, постарайтесь съездить сюда.
От ресторанов так сильно веет теплом, что даже когда на улице +10°, тут спокойно можно греться.
Зеленый старый трамвайчик. Не знаю как турки это делают, но пока не было трамвая, тут была дикая пробка из машин. Но стоило подъехать ему, как все моментально рассосалось и трамвай проехал по своему маршруту, после чего опять все забилось автомобилями.
Рождественское оформление фасада. Единственное, что в Стамбуле хоть как-то напоминает, что скоро Новый год.
Паром из Кадыкёй идет обратно в западную часть на паром Каракёй достаточно долго, можно уютно расположиться на огромных скамейках на любом из трех этажей или сесть на открытую палубу снаружи и наслаждаться морским прохладным ветром.
День 2.
Сегодня едем в еврейский квартал, Балат.
День 3.