Найти в Дзене

Машина, которая никому не понравилась

В 1934 году, в разгар Великой Депрессии, Уолтер Перси Крайслер сделал свою первую за долгие годы ошибку. По крайней мере, в автомобильных кругах такое мнение сохраняется по сию пору.
Нет, он не ошибся, говорят скептики, когда за восемь лет до описываемых событий приобрел компанию Dodge; не ошибся он и тогда, когда ровно за год до начала общемирового кризиса стал выпускать недорогие автомобили под маркой Plymouth. Однако спустя десять лет после начала своей автомобилестроительной карьеры он всё же ошибся. И ошибка называлась Chrysler Airflow.

Хотя как сказать.

Chrysler Airflow (1934)
Chrysler Airflow (1934)

...К 1930 году компания Chrysler предлагала потребителю широкую гамму моделей разной ценовой категории; продажи шли бойко. И вот тут руководство компании задумалось о модели, которая стала бы прорывной. Причем не только для самой компании — она должна была опередить всех конкурентов. Вокруг кризис, депрессия, а значит, надо раскачать покупателей, предложив им инновационный продукт. Так думал Уолтер Крайслер, и совет директоров с ним согласился.

…За три года до этого один из ведущих инженеров компании по имени Карл Брир увидел в небе эскадрилью военных самолетов и задумался над тем, отчего бы не применить законы аэродинамики при конструировании автомобилей (в то время машины были в основном квадратны и угловаты; это было нормой)?

Chrysler Imperial LeBaron (1933)
Chrysler Imperial LeBaron (1933)

Брир немедленно взялся за дело, и вскорости стало понятно, что он создает первый в США автомобиль с обтекаемыми, аэродинамическими формами. Модель назвали Airflow — «Воздушный поток». Брир и его коллеги, Фред Зидер и Оуэн Скелтон, провели серию испытаний в воздушном тоннеле. К оценке их результатов был привлечен даже один из пионеров авиации — Орвилл Райт. Было «продуто» более 50 масштабных моделей, в результате чего стало очевидно: традиционный для того времени «перпендикулярный» дизайн никуда не годится: решетка радиатора, лобовое стекло и фары создают слишком большое сопротивление.

Chrysler Airflow (масштабная модель, 1932)
Chrysler Airflow (масштабная модель, 1932)

Инженеры компании спроектировали совершенно новый кузов, при этом сделав его несущим для уменьшения веса автомобиля. В отличие от грядущего «аэростиля» 1950-х, новые формы не имитировали самолет, но были полностью функциональны и радикально снижали сопротивление воздушного потока. Решетка радиатора плавно изгибалась назад, лобовое стекло было сделано из двух половинок, расположенных под углом (это тоже увеличивало обтекаемость). Фары утопили в кузов, передние крылья прикрыли большую часть колес, а задние колесные арки и вовсе были закрыты. Кузов, кстати, был цельнометаллическим (в большинстве машин того времени для рам использовали дерево). Переднее сиденье было шире, чем у других машин, а заднее — глубже.

Дебют Airflow на нью-йоркском автосалоне
Дебют Airflow на нью-йоркском автосалоне

К концу 1933 года прототип отправили на испытания. Шестиместный автомобиль с рядным восьмицилиндровым двигателем мощностью 130 л/с показал неплохие ездовые качества и максимальную скорость 130 км/ч. Airflow был представлен на нью-йоркском автосалоне 1934 года и вызвал массу восторгов. Harper’s Bazaar писал: «новый Chrysler захватывающе оригинален». Британский Autocar заметил: «Чем больше смотришь на этот автомобиль, тем больше он нравится», а американский Motor выразился еще жёстче: «Посмотрите на Airflow дважды или трижды, и обычные автомобили покажутся уродливым».

Chrysler Airflow (1934)
Chrysler Airflow (1934)

Увы, потребители были не столь восторженны. Посетители салона не могли осознать, что перед ними не прототип для отдаленного будущего, а серийная модель. Первые же объемы реализации разочаровали: в 1934-м было продано 8389 штук, в 1935-м — 7564. Пытаясь увеличить продажи, компания пошла на небольшие изменения внешности: в частности, плавно уходящая назад решетка радиатора была заменена на более агрессивную — но это не помогло: в 1936-м было продано 7564 машины, в 1937-м — на сто штук больше. В итоге модель была снята с производства. При этом Chrysler Airflow не нанес большого вреда корпорации — она добрала своё за счет продаж недорогих Dodge и Plymouth.

Простые американцы оказались не готовы принять непривычные формы; их смущала «безымянная глыба», как назвал модель один из досужих журналистов. Впрочем, тогда же один из Airflow в престижной комплектации Imperial сделал своим официальным автомобилем президент Филиппин Мануэль Кесон. Машина до сих пор демонстрируется в президентском автомобильном музее в Маниле.

Chrysler Airflow Custom Imperial CW, которым владел президент Филиппин (1937)
Chrysler Airflow Custom Imperial CW, которым владел президент Филиппин (1937)

…Обжегшись на революционном дизайне, Chrysler вернулся к традиционной продукции и выпускал ее вплоть до 1955 года. Но европейские производители — и покупатели — оказались куда гибче и прогрессивнее американских. То, что именно Airflow вдохновил Фердинанда Порше на создание знаменитого «Жука» — легенда, поскольку свой Typ 12, внешне напоминающий будущий «Фольксваген», он придумал еще в 1931-м. Зато шведский Volvo PV 36 Carioca, чесхословацкая Tatra T77 и французский Peugeot 202 совершенно очевидно приходятся опальному Airflow близкими родственниками.

Volvo PV 36 Carioca (1935)
Volvo PV 36 Carioca (1935)

Да, «Воздушный поток» провалился на рынке. Однако его появление не прошло даром: благодаря ему конструкторы автомобилей практически всего мира (а вслед за ними и автодизайнеров) осознать, что аэродинамика кузова — необходимый шаг на пути к совершенствованию конструкции автомобилей.

Создавать уникальный, функциональный и эргономичный облик привычных вещей от сковороды до автомобиля успешно учат в Школе дизайна НИУ ВШЭ (направление «Предметный и промышленный дизайн»).