🤷 Об авторе: Энтони (Тони) Роббинс, родился в Северном Голливуде 29 февраля 1960 года, писатель, оратор-вдохновитель, коучер и бизнес-тренер. Не получал высшего образования, учился нейро-лингвистическому программированию (НЛП), преподавал основы НЛП и гипноза. Высокий (рост 198 см.), дважды женат, один ребенок (сын). В свои 60+ выглядит подтянутым и здоровым.
✅ Сайт: https://www.tonyrobbins.com/
➡️ 10 правил успеха Тони: https://www.youtube.com/watch?v=ojljNarVTKI
📕 О книге: первая книга Роббинса, вышедшая в 1987 году (объем ≈ 400 страниц).
🕜 Краткое содержание: https://www.youtube.com/watch?v=OPWuxQXzjVU
🤔 О чем книга: О ДОСТИЖЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ!
🎧 Слушать начало книги: благодарности, предисловие, введение и 2 первые главы первой части книги. Длительность книги на ЛитРес в полной озвучке 16 часов.
Рекомендации:
требуется применять практики из книги (практика осознанного моделирования);
требуется отвечать на вопросы из книги перед применением практик;
принять книгу как учебник развития личности, поверив в НЛП.
↔ Структура книги: 3 части, 21 глава.
📖 Конспект читателя:
УСПЕХ
Смеяться часто и охотно,
завоевать уважение интеллектуальных людей и привязанность детей,
добиться справедливой оценки со стороны объективных критиков и
выдержать предательство мнимых друзей,
ценить прекрасное и находить лучшее в людях,
посвятить всего себя достойному делу,
оставить мир после себя хоть чуточку лучшим,
воспитав здорового наследника, взрастив ухоженный сад или создав что-нибудь хорошее в общественной жизни,
знать, что хотя бы одному живому существу на земле стало легче дышать именно потому, что ты на ней жил, - вот что значит преуспеть.
Ралф Уолдо Эмерсон (американский философ, поэт 1803-1882).
Часть 1 МОДЕЛИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВА
Научитесь управлять своим сознанием и своим телом, научитесь понимать, как люди добиваются результатов, и моделировать их действия, чтобы получить аналогичные результаты.
➡️ 1. Достояние королей
О себе, о власти, об этой книге, история Спилберга и Сандерса.
7 характеристик успеха: СТРАСТЬ, ВЕРА, СТРАТЕГИЯ, ПОНИМАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ, ЭНЕРГИЯ, ЭНЕРГИЯ СВЯЗЕЙ, МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ.
Подчеркнута важность эффективного действия.
Величайшая цель жизни - не познание, а действие. Томас Генри Гексли (английский зоолог, популяризатор науки 1825-1895).
Каждое дисциплинированное усилие вознаграждается многократно. Джим Рон (американский мотивационный оратор 1930-2009).
Информация - королевское достояние. Лучшим специалистом по общению является тот, кто знает, чего хочет, и предпринимает эффективные действия, меняя свое поведение до тех пор, пока не добьётся желаемого результата.
➡️ 2. Разница, которая составляет разницу
Две истории успеха - талант, головокружительный успех (Джон Белуши) против вызова, испытаний, травм (У. Митчел). История Пита Струдвика (бегун марафонец без кистей рук и ног). Свой пример: похудел, наладил отношения с близкими, начал следовать моделям успешных людей, увлекся НЛП. Истоки НЛП: Джон Грайндер (лингвист) и Ричард Бэндлер (математик, терапевт и специалист по компьютерам), создатели поведенческих активных схем. История обучения стрелков в армии США.
Реклама книг (читая книги можно выявлять модели: Питер Друкер "Инновации и предпринимательство" (модели предпринимательства и новаторства), Кеннет Бланшар и Спенсер Джонсон "Менеджер за минуту" (модели человеческого общения и взаимоотношений), Томас Дж. Питерс и Роберт Х. Уотерман-мл. "В поисках совершенства" (модель успешных корпораций), Ричард Бах "Мост через вечность" (модель взаимоотношений)).
Моделирование - способ ускорить процесс обучения. Необходимо наладить диалог с самим собой. Нужно научиться моделировать, а не только пользоваться моделями.
Оптимальные Деятельностные Технологии = постоянный поиск эффективный способов достижения результатов.
ТРИ вида действий (элементы формирования модели): СИСТЕМА ВЕРОВАНИЙ ("веруете ли вы в то, что можете сделать, или не верите, - вы всегда правы", глава 4), УМСТВЕННЫЙ СИНТАКСИС (организация мыслей, глава 7), ФИЗИОЛОГИЯ (глава 9).
У жизни есть любопытное свойство: если вы будете отказываться принимать все, кроме самого лучшего, то именно это самое лучшее и станет к вам приходить. Уильям Сомерсет Моэм (английский писатель 1874-1964).
Меняются не окружающие нас вещи, меняемся мы. Генри Дэвид Торо (американский писатель, философ 1817-1862).
Подготовка к встрече с благоприятной возможностью создает то ощущение, которое мы называем удачей. Энтони Роббинс (автор).
Дорога к совершенству лежит через моделирование. Если можно найти людей, добившихся значительных успехов, можно смоделировать те действия, которые они настойчиво предпринимали для получения нужных результатов, - их убеждение, ментальность и физиология, - можно добиться результатов за более короткое время.
➡️ 3. Энергия состояний
Рассмотрение факторов, предопределяющих наши реакции на меняющиеся обстоятельства жизни. Пример ожидания задержавшегося любимого (думать о возможной аварии или измене ведёт к различному поведению при встрече). Пример Мэле Фишера (поиск сокровищ, работа с командой), Дика Томея (воодушевление футбольной команды), настрой пловца Майкла О'Брайена.
Необходимо нести ответственность за своё состояние и поведение. Можно ввести себя в любое состояние, главное - предпринимать действия, соответствующие этому состоянию. Состояние формирует нужную модель поведения (приёмы быстрого приведения в нужное состояние - глава 17).
Ваше поведение является результатом вашего состояния, а ваше состояние результатом вашего внутреннего представления и физиологии.
Два основных компонента состояния: ВНУТРЕННИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (что и как мы отражаем, говорим и слышим в нашем сознании) и ФИЗИОЛОГИЯ (поза, биохимические процессы, нервная энергия, дыхание, мышечное напряжение/расслабление).
Поведение: Речевое (говорить), Физическое (делать), Изменение цвета кожи, Дыхание.
Формула Абсолютного Успеха (часть 2): поставить цель, развить в себе сенсорную чуткость (понимать, что вы получаете), гибкость (возможность менять поведение) пока не найдется методика, которая приведёт к желаемой цели.
Только наш разум творит добро или зло, делает нас несчастными или счастливыми, богатыми или бедными. Эдмунд Спенсер (английский поэт 1552-1599).
Прародитель каждого действия - мысль. Ралф Уолдо Эмерсон (американский философ, поэт 1803-1882).
Нейрофизиологическое состояние человека может быть мощным, богатым на ресурсы и эффективным.
➡️ 4. Рождение совершенства - вера
История о Пабло Казальсе (преображение почти 90-летнего старика в творческое состояние за фортепиано), эффект плацебо, раздвоение личности.
Верования - и компас, и карты, которые ведут нас к целям и дают нам уверенность в том, что мы их достигнем. Дорога к совершенству начинается с осознания того, что наша вера - это наш выбор. Мы сами формируем и управляем верой.
Вера - система подходов к восприятию мира, фильтрующая нашу связь с самим собой. Для моделирования веры требуется знать источники.
Пять источников веры: ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, СОБЫТИЯ, ЗНАНИЯ, ОПОРА НА ПРОШЛЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖЕЛАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (переживание триумфа авансом).
Методики изменения системы верования (глава 6).
Практика: напишите 5 ваших главных убеждений, которые ограничивали вашу деятельность в прошлом, после напишите 5 положительных убеждений, которые могут поддержать вас в достижении целей.
Спиральный процесс: потенциал, действие, результат, убежденность/настрой.
Возможные способы изменения убеждений (веры): незнание о сложностях и препятствиях, опровержение собственным опытом.
Фигура выпуклая или вогнутая, ваша действительность положительная или отрицательная - решать только вам!
Человек - это то, во что он верит. А. П. Чехов (русский писатель, врач 1860-1904).
Они могут, потому что они считают, что могут. Вергилий (римский поэт 70-19 гг. до н.э.).
Добрая древесина не вырастает в тиши: чем сильнее ветры, тем прочнее деревья. Дж. Уиллард Марриотт (американский предприниматель 1900-1985).
Вдохновляющая вера раскрывает двери к совершенству.
➡️ 5. Семь сомнительных представлений об успехе
Дорога к успеху определяется знанием своей цели, выполнением целенаправленных действий, осознанием результатов и проявлением гибкости.
"Сомнительный" не подразумевает здесь "ложь" или "ненадежность", а скорее является удобным приемом напомнить, что, как бы мы ни верили в какую-либо концепцию, мы должны быть всегда открыты для других версий и готовы к постоянной учебе.
Чтобы создать модели совершенства нужно начать с выработки системы убеждений о совершенстве. 7 убеждений:
1. Все происходит по своей причине и необходимости, и это можно поставить себе на службу;
2. Нет такого явления, как неудача;
3. Что бы ни случилось берите на себя ответственность;
4. Для того, чтобы всем пользоваться, необязательно всё понимать;
5. Люди являются вашим величайшим ресурсом;
6. Работа - это игра (внесите в работу любознательность и жизненную силу);
7. Не может быть прочного успеха без преданности своему делу;
Мозг сам по себе необъятен. Он может быть равно вместилищем и рая, и ада. Джон Мильтон (английский поэт, политический деятель 1608-1674).
Наши сомнения - предатели. Они заставляют нас терять то добро, которое мы могли бы обрести, не испугайся мы этой попытки. Уильям Шекспир (английский поэт, драматург 1564-1616).
Убеждения - краеугольные камни совершенства.
➡️ 6. Совершенствование ума - как управлять своим мозгом
Мы структурируем свои внутренние представления посредством пяти органов чувств - зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния. Опыт накапливается в сознании посредством трех главных - визуальных, звуковых и кинестетических ощущений. Результат создаётся конкретными действиями, как умственными, так и физическими.
Практика: вспомните приятное событие в своей жизни, закройте глаза и думайте про то, что происходило тогда, представьте образы в изображении ярче и ярче, следите за изменением вашего состояния, приблизьте и увеличьте изображение. Это тренировка визуальных образов, проделайте то же с другими системами представления. Проделайте это с отрицательными образами уменьшая и отдаляя его (нивелируйте его).
Практика: представьте образ сильной мотивации из прошлого. Опишите как вы видите образ (фильм/картинка, близко/далеко, где располагается, ассоциативный/диссоциативный, обрамление, тон, яркость, фокус, оттенки?), как слышите (громкость, ритм, темп, паузы, тональность и др.), как чувствуете (температура, движение, давление, вибрация, прерывание, длительность, интенсивность). Определите мотивацию к чему вы хотите получить, опишите образ в сравнении с образом мотивации описанном ранее. Совместите образы в воображении (например, на экране перед вами), перенесите оттенки чувств с мотивирующего вас образа на образ, где вы хотите получить мотивацию.
"Модель свиста" (важны быстрота и многократность повторений):
Шаг 1. Определить поведение, которое хотите изменить - постройте его внутреннее представление;
Шаг 2. Представьте образ себя, когда вы достигните изменений;
Шаг 3. Слейте два представления так, чтобы непродуктивное состояние автоматически вызывало полезный и активный жизненный опыт. Можно по мотиву рогатки выстрелить новым образом в старый.
Не ищите виноватых, ищите средства. Генри Форд (американский промышленник 1863-1947).
Ничто не имеет надо мной большой власти, кроме того, чему я сам даю ее посредством моих осознанных мыслей. Энтони Роббинс (автор).
Само по себе ничего ни хорошо, ни плохо; мысль делает это тем или другим. Уильям Шекспир (английский поэт, драматург 1564-1616).
➡️ 7. Синтаксис успеха
Синтактика (синтаксис) - способ организации частей; всегда сказывается на смысле целого.
Рецепт: ингредиенты/вещества, их качество и количество, последовательность действий. Воспроизведение модели тоже требует этих элементов.
Система записи (нотация) стратегии (рецепта) последовательности действий в модели:
"З"/"С"/"К" - зрительная/слуховая/кинестетическая информация;
"в"/"н"/"т"/"ц" - внутренняя/наружная/тональная/цифровая (содержательная);
Пример: Зн - Свц - Кв (кто-то получает мотивацию когда видит что-то (Зн) - после говорит себе что-то (Свц) - что создаёт движущие чувства (Кв)).
История программы обучения новобранцев меткой стрельбе.
Стратегия моделирования спортсменов: наблюдать (Зн) - имитировать движения (Кн) - пока не станете делать на автомате (Кв) - представить квалифицированные действия (Зв) - диссоциативный образ себя в действии (Зв) - повторяете на себе ассоциативно с представленными ощущениями (Кв) - практикуетесь (Кн).
Помните, что у нас есть стратегии на всё.
Только всё должно быть благопристойно и чинно. Первое послание к Коринфянам 14:40
➡️ 8. Как выявить стратегию другого
Наблюдайте, общайтесь.
Важно знать систему представления человека (стратегию), модель которого хотите определить: визуалы (видят мир в картинках, обычно быстро говорят, используют визуальные метафоры); аудиалы (тщательно выбирают слова, звонкие голоса, неторопливая речь, метафоры связанные со звуками); кинестетики (говорят очень медленно, голоса ниже, употребляют физические метафоры).
Движения глаз: визуальные образы (вверх - вправо (воображение) или влево (образ из памяти), прищуривание), слуховые (по середине в право или лево - по направлению к ушам, вниз влево (разговор с самим собой)), кинестетические образы (вниз вправо).
Зная стратегию человека можно найти к нему подход, лучше понять его, правильно воздействовать.
Начни с начала, - глубокомысленно заметил король, - и двигайся до конца; после этого можешь остановиться. Льюис Кэрролл "Алиса в стране чудес".
➡️ 9. Физиология - дорога к совершенству
Истории про шаманов, докторов, болезни и излечения.
Приведя себя в жизнеспособную, динамичную, возбужденную физиологию, вы автоматически приведете себя в такое же состояние.
Чем разумнее вы пользуетесь своим телом, тем лучше работает ваш мозг.
Изменения в физиологии должны быть конгруэнтны (согласованны) - голос, мимика, жесты (да и мысли тоже - уверенность, убеждения). Развитие конгруэнтности - ключ к личной власти над другими людьми. Развить конгруэнтность можно моделируя конгруэнтных людей.
Копируйте жесты, манеры поведения, позу, осанку, выражение лица, ритм дыхания людей, которыми вы восхищаетесь, почувствуйте разницу и изменения в образе ваших мыслей.
Дьявола можно изгнать из сердца прикосновением руки к руке или к губам. Теннисси Уильямс (американский драматург 1911-1983).
Наши тела - это наши сады... А наши желания - садовники. Уильям Шекспир (английский поэт, драматург 1564-1616).
➡️ 10. Энергия - топливо совершенства
О здоровье, питании.
Как мы едим, как мы дышим, что усваиват наш организм.
Попытайтесь понять, как работает ваш организм, проникнитесь к нему уважением и позаботьтесь о нем, и тогда он станет заботиться о вас.
Шесть ключей к приобретению мощной, неукротимой физиологии:
1. ИСКУССТВО ДЫХАНИЯ (эффективный ритм: на каждый счет вдоха четыре счета задержки дыхания и два счета выдоха (10 раз трижды в день); ежедневное занятие аэробикой (бег, плавание, батут и др.));
2. БОГАТАЯ ВОДОЙ ПИЩА (фрукты, овощи, свежеприготовленные соки);
3. ЭФФЕКТИВНОЕ СОЧЕТАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРОДУКТОВ (таблица сочетаемости для "безотходного" и эффективного пищеварения, фрукты нельзя есть ни с какой другой пищей, бескрахмальные овощи сочетаются со всем (кроме фруктов), протеины (плотная пища: сыры, мясо, молочка, птица, рыба и др.) плохо сочетаются с крахмальными карбогидратами (хлеб, крупы, зерновые, картофель) и т.д.);
4. ЗАКОН КОНТРОЛИРУЕМОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ (сократите количество потребляемой пищи);
5. ПРИНЦИП ЭФФЕКТИВНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ФРУКТОВ (есть на пустой желудок, утром, не употреблять с другими продуктами, попробуйте после подъема как можно дольше не есть ничего, кроме свежих фруктов или фруктового сока);
6. ОТВЕРГНУТЬ МИФ О ПРОТЕИНЕ (страшилки про мясо, список знаменитых вегетарианцев, молоко и молочные продукты - все в топку (всё лучшее детям));
Практика: попробуйте придерживаться этих принципов 30 дней.
История о склонности к преступности (из-за питания с большим содержанием сахара), перемоделирование отношения брата к фастфуду (замена (смена/твист) восприятия манящей курочки на ненавистную морковку). Т.е. если вам что-то не нравится в еде, которая вам нужна и полезна - измените своё отношение к ней (не мучайте себя, наслаждайтесь, вы это сможете).
Здоровье людей - это тот фундамент, на котором строится все их счастье и от прочности которого зависит все их могущество. Бенджамин Дизраэли (британский государственный деятель 1804-1881).
Часть 2 ФОРМУЛА АБСОЛЮТНОГО УСПЕХА
Теперь вы знаете как стать (часть 1) первоклассным снайпером - найдите достойную мишень (часть 2)!
Важно понять, чего вы и окружающие вас люди хотите.
➡️ 11. Освобождение от пределов - чего же ты хочешь?
"Синдром сотой обезьяны", наблюдение за карьеров выпускников Йельского университета 1953.
Когда у вас есть цель - жизнь приобретает весомость и осмысленность.
Практика: устройтесь удобно, выделите минимум час времени, обдумайте, кем вы хотите стать, что делать, чем заниматься, что создавать.
5ть правил формулирования своей цели:
1. Только положительные формулировки;
2. Будьте как можно конкретнее;
3. Разработайте процедуру засвидетельствования результатов;
4. Держите всё под контролем;
5. Проверьте, что вас результат безопасен и желателен с экологической точки зрения (ваше результат в будущем должен принести пользу и вам и другим людям).
Элементы определения результата (требуется их внутреннее представление): конкретность (чего хотите?), сенсорная основа (что видите, слышите, чувствуете, какой запах и вкус ощущаете?), положение дел (реальное и желаемое: что хотите, что есть, в чем разница?), процедура свидетельства (как понять что результат достигнут?).
Реализуйте внутреннюю реальность во внешнем мире, но сначала прочувствуйте её в своём воображении (практика):
1. Составьте список желаний, мечтаний, вещей, поступков, функций (что хотите иметь, делать, получать);
2. Посмотрите список и наметьте сроки, в которые вы хотите добиться этого;
3. Выберите четыре самые главные цели на этот год;
4. Проверьте список главных целей по пяти правилам формулирования целей (см.выше);
5. Составьте список важных ресурсов, которые уже есть в вашем распоряжении (черты характера, друзья, образование, финансы, время, энергия, навыки, умения, способности и т.п.);
6. Вспомните, когда вы использовали какие-либо из этих ресурсов наилучшим образом (случаи достижения успеха - опишите ваши тогдашние действия, чувства, мысли);
7. Напишите свои соображения относительно того, сможет ли человек вашего типа достичь этих целей (выявите, каким нужно быть для достижения цели - черты характера, умения, навыки, психологическое состояние, убеждения, дисциплина и т.п.);
8. Коротко (несколько абзацев) запишите всё, что мешает вам достичь заветной цели;
9. Рассмотрите внимательно каждую из своих основных целей и сделайте первый проект плана их пошаговой реализации (обязательно наличие того, что вы можете сделать уже сегодня);
10. Подберите несколько моделей для подражания (5ть людей, которые добились примерно того же, чего хотите вы, - знакомые, знаменитости, сформулируйте те качества и поведение, которые привели их к этому);
11. Нарисуйте свой идеальный день (детали, окружение - как будет начинаться, чем будете заниматься, кто будет иметь к нему отношение - опишите с момент пробуждения до засыпания);
12. Создайте для себя необходимую окружающую среду дома (создайте вокруг себя атмосферу, питающую ваши творческие возможности и помогающую стать таким, каким вы хотите стать).
Систематически вносите корректировки в свои цели.
Практика: заведите "дневник благодарения" (список того, что у вас уже есть из вашего идеального дня). Выразите благодарность судьбе и людям.
Есть только один успех - суметь прожить жизнь по собственному разумению. Кристофер Морлей (американский журналист, поэт 1890-1957).
Ленивых людей не бывает. Бывают мизерные цели - то есть такие цели, которые не вдохновляют. Энтони Роббинс (автор).
Любая победа начинается с начала. Народная мудрость.
Думать - самая тяжелая работа на свете, вот почему столь немногие ею занимаются. Генри Форд (американский промышленник 1863-1947).
Где нет прозрения, люди гибнут. Книга Притчей Соломоновых 29:18.
➡️ 12. Сила точности
Способы достижения точности постановки целей.
В главе описаны приёмы, которые помогут в ваших контактах с другими людьми, обеспечивая точность и эффективность.
"Как получить всё, что мне нужно" - "Просите!".
Правил, что "просить" у других интеллигентно и точно:
1. Просите конкретно (что - для чего);
2. Просите у того, кто в состоянии помочь вам (избегайте "мудрости пивной" / советников-собутыльников);
3. Старайтесь заинтересовать человека, которого вы просите;
4. Просите с сконцентрированной, конгруэнтной убежденностью;
5. Просите до тех пор, пока не получите того, чего просите.
Способ борьбы со словесной шелухой: прецизионная модель общения (способ квалифицировать отвлечения, уклонения и обобщения в речи собеседника):
"Универсалии" (То чно ли Все? Каждый? Никогда?) - попытка перехода от ограниченной правды к обобщенной неправде;
"Следует/не следует, обязан/не могу" (Что произойдет, если вы это сделаете? Что является причиной или мешает?);
"Глаголы" (Как конкретно?) - описания общего состояния, действия не говорит ни о чем конкретном;
"Существительные/местоимения" (Кто или что конкретно?);
"Слишком много/дорого" (В сравнении с чем?).
Избегать словесные претензии на чтение чужих мыслей.
Задавайте вопросы, переориентируя разговор на поиски результата.
Начинайте вопрос со слова "как", а не "почему".
Язык людей годится лишь на то, чтобы на нем, как на проржавевшем чайнике, отбивать такт для танцующих медведей, в то время как нам хотелось бы с его помощью растрогать звезды. Гюстав Флобер (французский прозаик-реалист 1821-1880).
Нет такого приёма, который бы человек не использовал только для того, чтобы избавиться от тяжкого труда думать. Томас Эдисон (американский изобретатель и предприниматель 1847-1931).
➡️ 13. Волшебство взаимопонимания
Основа всех успешных человеческих взаимодействий - взаимопонимание.
"Противоположности притягиваются" - худшее утверждение, из различий создаётся разделение и проблемы (что-то общее обязательно притягивает противоположности, чтобы они могли существовать вместе).
Способы создания общности: зеркальное копирование или подгонка.
Копирование другого:
- голоса: тональность, высоту, темп речи, паузы, громкость.
- использование его любимых слов и выражений;
- повторение поз, ритма дыхания, контакта глазами, движений, мимики, жестов;
- повторение повадок (ходьба, поворот головы) и др..
Подражание имеет два основных элемента: наблюдение и личная гибкость.
Выявите главную систему представлений собеседника (аудиал, визуал или кинестетик) и задача установления взаимопонимания упростится (подстройтесь под эту систему).
Друг, который понимает вас, создает вас. Ромен Роллан (французский писатель 1866-1944).
Если вы хотите, чтобы человек поддержал ваше дело, сначала убедите его в том, что он ваш искренний друг. Авраам Линкольн (американский политик 1809-1865).
Для эффективного общения нам необходимо понимать, что все мы различны по своему восприятию окружающего мира, и использовать это понимание в качестве гида в нашем общении с другими. Энтони Роббинс (автор).
Я велел ему заглядывать в жизнь других людей, как в зеркало, и оттуда брать примеры для себя. Теренций (драматург 195 или 185 — 159 гг. до н.э.).
➡️ 14. Признаки совершенства - метапрограммы
Одни люди движимы в своём поведении чувствами, другие логикой - станете ли вы уговаривать и тех и других сделать что-то одинаковым способом?
Метапрограммы - это ключи к тому, как человек перерабатывает информацию (внутренние программы, используемые нами, чтобы решить на что обращать внимание):
1. Движение к чему-то или движение прочь от чего-то (движимое желанием получить удовольствие или избежать боли): спросите человека, что он хочет получить в жизни (к чему он стремится).
2. Внутренние и внешние оценки (контекст и напряжение): спросите как человек определяет свой успех.
3. Учитывание своих собственных интересов или интересов других: обратите внимание на то, сколько внимания человек уделяет окружающим.
4. Действия по стыковке и расстыковке: как человек сортирует информацию - по общим признакам ("стыковщики") или по различиям ("расстыковщики") (пример с 3мя прямоугольниками).
5. Убеждение кого-либо в чем-то: спросите как человек может убедиться в чем-то (услышать, увидеть, верифицировать или др.).
6. Умение балансировать возможности и потребности (одни мотивированы необходимостью, другие желанием): спросите на чем был основан выбор человека (работа, покупка или что-то другое).
7. Стиль работы человека: выбор стратегии - независимость или кооперативность, среднее - стратегия близости.
Практика: наблюдайте за людьми, определите их метапрограммы.
Способы изменения метапрограмм:
1. Использование Значимых Эмоциональных Событий (ЗЭС) - понять почему вы действуете так из событий прошлого, избавиться от страха, перенастроить себя;
2. Сознательное решение изменить программу - задумайтесь о вещах, которые вам нравятся и стремитесь к ним навстречу.
Понимание метапрограмм - инструмент общения и инструмент самосовершенствования (эффективная коммуникация с собой и с другими).
В правильном ключе можно сказать что угодно, в неправильном - ничего. Единственная тонкость в том, чтобы подобрать нужный ключ. Джордж Бернард Шоу (ирландский драматург 1856-1950).
➡️ 15. Как преодолевать сопротивление и решать проблемы
Вы можете достичь взаимопонимания только путем постоянной, энергичной и изощренной гибкости с вашей стороны.
Спор подобен словесному боксу, но в айкидо или джиу-джитсу перенаправляют силу противника, что гораздо гибче и эффективнее.
Определенные слова и выражения создают сопротивление и проблемы, рекомендуется их избегать.
Союз "но" может быть разрушителен, рекомендуется заменить "но" на "и" и не создавать сопротивление на слова собеседника и на свои ранее сказанные слова.
Рамка согласия: используйте фразы "Я оценил вашу мысль, и...", "Я уважаю ваши чувства, и...", "Я с вами совершенно согласен, и..." (выказывают уважение, поддерживают контакт, возможность поделиться своим отличным мнением, не противореча суждениям собеседника).
Практика: дискутируйте с оппонентом (отстаивая противоположные точки зрения) без использования слова "но".
Сопротивление трудно преодолеть, проще избежать его, найдите способ достижения согласия или попытайтесь преодолеть стереотипы поведения оппонента (сломать модель поведения).
Способ разрушить стереотипы: ввести в замешательство.
Можно неподвижно стоять в бушующем потоке, но нельзя оставаться неподвижным в мире людей. Японская пословица.
Человек, никогда не изменяющий своего мнения, подобен стоячей воде, а его сознание плодит рептилий. Уильям Блейк (английский поэт 1757-1827).
Лучший солдат не рвется в атаку.
Лучший борец добивается победы без насилия.
Великие победители побеждают без битвы.
Лучший руководитель руководит без диктата.
Это называется разумной неагрессивностью. Это - совершенство человека.
Лао-цзы (древнекитайский философ VI век до н. э.).
Тот, кто слишком упорствует в отстаивании своих взглядов, находит мало сторонников. Лао-цзы (древнекитайский философ VI век до н. э.).
Стоит отвечать разумно даже на самое неразумное обхождение с вами. Лао-цзы (древнекитайский философ VI век до н. э.).
Все, что расширяет сферу человеческих способностей, что показывает человеку, что он может совершить то, о чем раньше не смел и думать, - все это необходимо. Бен Джонсон (английский поэт 1572-1637).
➡️ 16. Смена контекста - мощь перспективы
Прошлый жизненный опыт даёт контекст для понимания сигналов (он может разительно отличаться у разных людей).
Контекстуализация - способность воспринимать явления жизни в правильном контексте.
Переконтекстуализация - способ изменить негативное состояние на позитивное путем изменения контекста, в котором вы воспринимаете окружающую действительность и свой опыт:
Ситуативная - перенести негативное явление в другую ситуацию, где оно может стать положительным;
Содержательная - изменить значение ситуации, либо мысленно изменить то, что мы при этом видим, слышим или представляем себе.
Переконтекстуализация полезна для общения с самим собой и с окружающими.
Шестиступенчатая методика трансформации нежелательной поведенческой модели в более приемлемую (Ричард Бэндлер и Джон Грайндер):
1. Выявите ту форму поведения, которую вы хотите изменить;
2. Установите связь с той частью подсознания, которая вырабатывает это поведение (часть х);
3. Отделите намерение от поведения;
4. Создайте альтернативные формы поведения с целью удовлетворения тех же намерений;
5. Пусть часть х примет новые формы поведения и ответственность за их генерирование при необходимости;
6. Сделайте экологическую проверку.
Пример: вы считаете что постоянно переедаете - спросите подсознание в чем польза от этого (шаг в прошлое) - скрашивало одиночество, создавало чувство безопасности и расслабления - создайте формы поведения, которые дают вам избавление от одиночества, чувство безопасности и расслабления - убедитесь, что ваше существо готово поддержать вас в переходе на альтернативное поведение - сделайте шаг в будущее и испытайте в своем воображении эффективность новых форм поведения.
Переконтекстуализировать можно и положительные явления и ситуации, получая новые возможности для их улучшения.
Жизнь не статична. Только сумасшедшие и покойники уже не могут изменить совою точку зрения. Эверетт Дирксен (американский политик 1896-1969).
Если вы видите что-то столь же малым, каким оно видится, принимаете за слабость то, в чем действительно мало силы, и считаете тусклым то, что на самом деле дает мало света, то какие у вас могут быть трудности? Это и называется естественным поведением. Лао-цзы (древнекитайский философ VI век до н. э.).
➡️ 17. Как зацепиться за успех
Как вызвать в себе нужное поведение в тот самый момент ,когда оно нам необходимо.
Создание зацепок - способ, который всегда обеспечивает доступ к самым мощным из имеющихся в нашем распоряжении ресурсов:
Этап 1. Перевести себя (или другого) в специфическое состояние, в котором вы хотите зацепиться (зацепить другого);
Этап 2. Постоянно и настойчиво подавать специфический стимул в тот момент, когда это состояние достигает пика.
Важное в зацепках: интенсивность состояния, момент (пик переживания опыта), уникальность стимула, точное воспроизведение стимула.
Даже медитация требует усилий перехода в состояние, укорененная зацепка же срабатывает мгновенно.
Как укоренить зацепку:
1. Определите конкретный результат, ради которого вы хотите установить зацепку, и то конкретное состояние, которое окажет наибольшую поддержку в достижении нужно результата для вас и (или) других;
2. Выделите базовый опыт;
3. Выявите суть и введите собеседника в требуемое состояние посредством вербальных и невербальных моделей общения;
4. Используйте свою чувственную остроту для выявления того момента, когда собеседник достигнет пика этого состояния, и на этом пике введите стимул, зацепку;
5. Проверьте прочность укоренения зацепки посредством:
а) изменения физиологии, чтобы разрушить состояние;
б) приведения в действие стимула (зацепки) и фиксации того, является ли нужное состояние реакцией на него.
Как справиться с негативными зацепками:
-одновременно с негативной установите в себе позитивную зацепку;
-создать положительный и мощный противовес;
Ключевая составляющая успеха: способность исключить из своего окружения все те зацепки, которые могут привести вас в негативное или непродуктивное состояние, установив на их место такие зацепки, которые вызывают в вас и других людях положительные, высокопроизводительные состояния.
Составьте список ваших основных зацепок (положительных и отрицательных), запишите и сделайте пометку какой стимул заставляет срабатывать каждую из зацепок (визуально, аудио, кинестетически).
Делайте все, что можете, всем тем, что у вас есть, и там, где вы есть. Теодор Рузвельт (американский политик 1858-1919).
Если вы делаете то же, что всегда, то у вас и получаться будет то же, что и всегда. Народная мудрость.
Часть 3 ЛИДЕРСТВО - ВЫЗОВ СОВЕРШЕНСТВУ
➡️ 18. Иерархия ценностей - мерило успеха
Шкала ценностей - это система наших убеждений о том, что правильно и что неправильно, что такое добро и что такое зло. Многие наши ценности подсознательные, необходимо знать свои ценности, чтобы понимать своё поведение и вести себя согласованно при движении к цели (цели не должны конфликтовать с ценностями).
Важно понять в чем суть ваших ценностей, чтобы они направляли, мотивировали и поддерживали вашу жизнь на самом высоком уровне.
Как выявить иерархию ценностей:
1. Ограничьте круг ценностей, который нас интересует (по контексту - работа, отношения или др.) - задаём вопросы "что самое ценное в ...?", уточняем суть ценности "почему это так важно для вас?", проверяем важность "что в этом хорошего для вас?";
2. Составляем список ценностей и сравниваем их между собой: "что важнее?".
Практика: расположите следующий список ценностей по вашим приоритетам (1 - наиболее важный, 14 - наименее): Любовь, Экстаз, Взаимопонимание, Уважение, Радость, Внутренний рост, Поддержка, Вызов, Творчество, Красота, Притягательность, Духовное единство, Свобода, Честность. Для точности - сравнивайте парами, определяя наиболее значимые по порядку.
После составления шкалы ценностей важно разобраться, что значит каждое из выделенных в ценность понятий для вас.
Со временем ценности могут меняться, требуется периодическая проверка.
Музыкант должен создавать музыку, художник - рисовать, поэт - слагать стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с самими собой. Абрахам Маслоу (американский психолог 1908-1970).
Если человек не открыл для себя, ради чего он готов умереть, он не достоин жизни. Мартин Лютер Кинг (американский проповедник 1929-1968).
Того, кто знает много о других, можно назвать умным, но тот, кто много знает о себе, - умнее. Тот, кто управляет другими, может считаться очень сильным, но только тот, кто управляет собой, - сильнее. Лао-цзы (древнекитайский философ VI век до н. э.).
➡️ 19. Пять ключей к богатству и счастью
1. Вы должны научиться справляться с отчаянием (фрустрацией): отчаяние убивает мечту, создаёт негативный настрой и разрушает самодисциплину;
2. Вы должны научиться встречать отказ: превратите слово "нет" в стимул, который будет вас мотивировать, обращайте отказ в благоприятную возможность;
3. Вы должны научиться справляться с финансовыми проблемами (и когда финансов мало и когда их много): знать как получить и как отдавать, знать как зарабатывать и как тратить;
4. Вы должны научиться преодолевать удовлетворенность достигнутым: не переставайте расти, учитесь оценивать себя по степени достижения своих целей, а не по тому, как ваши достижения выглядят на фоне других;
5. Всегда отдавайте больше, чем рассчитываете получить.
Не человек создаётся обстоятельствами, а обстоятельства создаются человеком. Бенджамин Дизраэли (британский государственный деятель 1804-1881).
Какие слова ты говоришь, такие и услышишь. Греческая пословица.
То, что завершено в целом, все еще может рассматриваться как непочатое, если его будущее еще впереди. Лао-цзы (древнекитайский философ VI век до н. э.).
Мелочи впечатляют мелкие умы. Бенджамин Дизраэли (британский государственный деятель 1804-1881).
➡️ 20. Создание тенденции - сила убеждения
Истории рекламы, влияние телевидения на восприятие (инопланетян, войн и др.), национальные культуры и традиции, история дня благодарения (Сара Хейл), пропаганд альтернативных источников энергии - тактика "политика айкидо" (Эмори Лавинс), принцип "МЗМП" (мусор заложишь - мусор получишь).
Группы людей, общины, нации. Уровни массового сознания.
В эффективной рекламе и политических компаниях используется методика переконтекстуализации.
Люди сильные убеждают других, люди слабые просто принимают все команды и послушно их выполняют.
Сила сегодня - это способность общаться и убеждать. В жизни главное - дать людям понять, что у тебя есть что-то, что ты можешь им предложить.
Нам необходимо сознательно относиться к тому, что мы видим, слышим и ощущаем, - и не только индивидуально, но и коллективно.
Если мы добьемся того, чего хотим, в масштабах нашей личности, семьи, города, страны и мира, жизнь на планете станет значительно разумнее.
Вы можете научиться сами определять, когда ваше поведение отражает ваши жизненные ценности, а когда нет, - и по своей модели включать одни метапрограммы и выключать другие.
Все, о чем говорилось в книге - о важности позитивной контекстуализации, о природе контакта, о моделировании совершенства, о синтаксисе успеха, - все это сработает только тогда, когда имеет позитивный смысл не только для вас одного, но и для других.
Нам не удастся разумно управлять космическим кораблем под названием Земля, если мы не будем рассматривать его как единое целое с общей судьбой. Он должен стать для нас всем или ничем. Бакминстер Фуллер (американец 1895-1983).
➡️ 21. Живое совершенство - мечта человечества
Пусть книга станет вашим настольным руководством, пользуйтесь ею как руководством к действию, изменяя в себе с помощью методик то, что вы считаете нужным изменить, - тогда время не потрачено даром.
В этом и заключается главная идея книги. Станьте деятельным. Используйте то, чему научила вас книга и не только ради самого себя, но и ради других.
Человек - это не сумма того, что у него есть, а производное того, чего у него пока нет, но может быть. Жан-Поль Сартр (французский философ 1905-1980).
В жизни есть только две достойные цели: первая из них состоит в том, чтобы получать то, чего вам хочется, а вторая - в том, чтобы наслаждаться этим. Логан Пирсалл Смит (британский эссеист 1865-1946).
ГЛОССАРИЙ
(ред. 20.02.2024)