И речь не пойдет о каких-то закоренелых грешниках. Их-то как раз Божья благодать посетить может.
Речь пойдет о совсем другой категории лиц, причем, вполне даже верующих.
Об этом коротко высказался один из оптинских старцев преподобный Лев Оптинский:
«Живущие без внимания к самим себе никогда не удостоятся посещения благодати».
Давайте разберемся.
И начать можно с простой аналогии.
Скажите, с какой стати Богу удостаивать Своим вниманием человека, который не удостаивает вниманием самого себя?
Человек не нужен и не интересен самому себе, тогда почему он должен быть интересен Богу?
Однако же вы можете резонно возразить: Бог не человек. Даже среди людей внимательная любящая мамашка всегда будет присматривать за своим чадом и всегда готова удостоить его своим вниманием… Что тогда говорить о Боге?
Да – резонное возражение.
Значит, дело не во внимании как таковом и не в чисто человеческом отношении: как ты ко мне, так и я к тебе.
Дело в другом.
Дело в том, что человек, живущий без внимания к самому себе, не может получить никакой Божьей благодати, просто потому, что ей некуда прийти.
Место занято!..
Увы – свято место пусто не бывает. И если человек не следит внимательно за своей собственной душой, то она автоматически заполняется разного рода страстями.
Так неизбежно зарастает сорняками поле, брошенное без обработки.
То же самое неизбежно происходит и с человеческой душой.
Оставленная без внимания она сразу же начинает зарастать разного рода грязью и гнилью. Но гниль и грязь не может соседствовать и соединяться с благодатью.
Вот и получается, что человек, не внимательный к самому себе, даже верующий, помимо своего желания оказывается оставленный Богом.
Удивительно, что это понимали самые глубокие ветхозаветные верующие.
Вот, например, вдохновенный Святым Духом царь Давид восклицает, обращаясь к Богу:
«Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня.
И от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения». Пс. 18. 13-14.
Смотрите, какое внимание к себе!
Царь и пророк Давид понимает, что в нем много есть тайных грязных страстей, которые просто не поддаются пониманию и осмыслению.
Это и есть та тайная страстная грязь, которая неизбежно заполняет человека при малейшем его небрежении.
Он и понимает, что в ее очищении недостаточно уповать на собственные силы. Нужна помощь Божья.
Но и это еще не все.
Обратили внимание, как дальше пророк Давид просит удержать его и от «умышленных».
Оказывается, и от вполне сознаваемых «умышленных» страстей тоже нужно в противодействии им просить помощи Божией.
Вот сколько грязи внутри человека. И тайные неосознаваемые страсти и вполне осознаваемые «умышленные». И все это бурлит и переполняет человеческую душу.
И спрашивается, куда сюда приходить Божьей благодати? Здесь ей просто-напросто не может быть никакого места.
Уф!.. Кажется, разобрались.
Осталось только применить все к себе.
И что же? А выходит очень грустная картина. Посмотрите хоть на себя, хоть на своих сотаинников по вере, стоящих рядом с вами на литургии…
Многие из нас ведут себя так, как пророк Давид?
Многие ли из нас восклицают и умоляют Бога избавить от наших «тайных» и «умышленных» страстей?
Увы! Увы! Увы! Увы!..
Вот и получается, что мы живем без Божьей благодати. Хотя и в полной уверенности, что мы такие верующие и воцерковленные!.. И что Святой Дух у нас чуть не за пазухой обитает…
Глупо и грустно!..
Прислушаемся к прпд. Льву Оптинскому и не будем обольщаться по этому поводу.