В Серпуховском историко-художественном музее до 19 мая 2024 года проходит выставка «Маковские. Константин и Владимир», для которой собрали более 80 работ художников из собрания 12 ведущих музеев России, включая Государственный Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею, ГМИИ им. А.С. Пушкина и другие.
Рассказываем, кто такие братья Маковские, чем примечательны их работы и как устроена экспозиция в недавно отреставрированном пространстве «Каретного сарая», который входит в ансамбль городской усадьбы купцов Мараевых.
Кто такие Братья Маковские?
Сыновья художника и коллекционера Егора Ивановича Маковского — одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Творчество братьев выпало на вторую половину XIX века и первые десятилетия XX века. Константин (1839–1915) — мастер портрета, исторических картин в стиле академизма и романтизма. Владимир (1846–1920) прославился реалистическими полотнами в бытовом жанре. Несмотря на пересечения, путь каждого был особенным. В династии Маковских есть ещё и другие художники — Николай Егорович (1841–1886) и Александра Егоровна (1837–1915), но в рамках выставки в Серпухове их творчество не затрагивается.
О чём выставка?
Это разговор о переплетении разных искусств — литературы, музыки и живописи — в жизни и творчества двух художников. Эти линии «соединятся» в центральном зале в метафорическом «доме Маковских», куда часто приходили именитые гости и устраивали чтения в близком кругу.
То есть, помимо картин Константина и Владимира можно узнать, кем они вдохновлялись, с кем дружили и куда ездили. В залах можно будет услышать музыку композиторов, которые бывали в доме художников: Антона и Николая Рубинштейна, Михаила Глинки и Сергея Танеева, а к картинам «Варят варенье», «В жаркий день», «В каирской кофейне» и «Демон и Тамара» бренд biblioteka aromatov создали ароматы, которые помогут ещё лучше погрузиться в полотна художников.
Как пересеклись литература и живопись?
Любовь к русской литературе братьям была заложена с детства. Владимир создавал иллюстрации к произведениям «Евгений Онегин» и «Повести Белкина» А.С. Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, а сами писатели были частыми гостями родительского дома Маковских. Константин дружил с И.А. Гончаровым, общался с А.Н. Островским, а когда жил в Париже его нередко навещал И.С. Тургенев.
Чтобы посетителю было чуть легче ориентироваться в работах братьев, их разграничили цветом: на серых стенах — картины Владимира, на коричневых — Константина.
К эстетике книги отсылают и «закладки», использованные в оформлении экспозиции — они указывают на связь картин с конкретными произведениями и писателями. Литературные цитаты в текстовом и аудиоформате помогают «читать» полотна словно книги.
Каким был Владимир?
Маковский-младший был верен бытовому жанру до конца своих дней, предпочитал правду — не приукрашивал своих героев. Близкие люди для него не были идеалом красоты.
Чаще всего он изображал людей труда ремесленников и крестьян, показывал сюжеты реальной обыденной жизни без торжественности и позирования. Будто давал возможность зрителям «подглядеть» в окно чужого дома или стать свидетелями массовых гуляний.
«Пишешь ты униженных, пишешь ты обиженных, пишешь ты горюющих, пишешь ты ликующих. Пишешь русский быт и … не позабыт!»
В.А. Гиляровский о Владимире Маковском
Каким был Константин?
Старший, Константин был одним из основоположников Товарищества передвижных художественных выставок, был склонен идеализировать моделей и писал их обычно в парадном виде. Подолгу жил в Европе, имел мастерскую в Париже, а еще его работами восхищался Александр II. У каждого из художников была своя формула красоты, Константин нашёл её в чертах внешности любимых женщин — за жизнь у него было три жены.
«И строгих судей, а за ними решительно все классы общества Маковский пленил в буквальном смысле слова. Если кто из художников был популярен на Руси — то именно он. На него, быть может, не молились, его не называли богом, но его все любили, и любили самые его недостатки — то самое, что сближало художника со своим временем.»
А.Н. Бенуа о Константине Маковском
Где проходит выставка?
Главное здание музея находится в усадьбе XIX века, которая ранее принадлежала серпуховским купцам и фабрикантам Мараевым. Особняк построили по проекту архитектора Клейна, по его же проектам строили ГМИИ им. А.С. Пушкина, ЦУМ в Москве («Мюр и Мерилиз»), городскую усадьбу В.А. Морозовой и многое другое.
Серпуховскому историко-художественному музею в конце декабря 2023 года исполнилось 105 лет, к этой дате состоялось открытие нового выставочного пространства «Каретный сарай», в котором и расположилась выставка о братьях Маковских. Это здание реставрировали 4 года, а датируется оно 1880-1894 гг. Помимо трёх выставочных залов в галерее расположился открытый фонд хранения, который в данный момент пополняют скульптурами, древними книгами и археологическими объектами из коллекции музея. Во владении Серпуховского музея есть 46 тысяч единиц экспонатов, которые активно используют для проведения временных выставок и переэкспозиции постоянной.
Окончательно здание будет сдано к лету, когда будут закончены отделочные работы в зоне, где раньше была приусадебная баня. В скором времени на её месте откроют ресторан, но кто из рестораторов представит там свой проект пока неизвестно.
Как добраться до Серпухова?
Путь из Москвы на электричке займет 2 часа. Отправляйтесь с Курского вокзала до станции «Серпухов», а дальше автобусами №3,8,20 до остановки «Музей» или можно взять такси от станции до адреса: ул. Чехова, 87.
У музея вы увидите Покровскую старообрядческую церковь начала XX века и в пешей доступности Высоцкий Монастырь, основанный в 1374 году по благословению Сергия Радонежского — их тоже стоит посетить.
Выставка «Маковские. Константин и Владимир» продлится до 19 мая, а после её сменит «Фабрика Авангарда», где покажут работы Гончаровой, Ларионова, Бурлюка и агитфарфор из коллекции Серпуховского историко-художественного музея, поэтому повод приехать в Серпухов будет и в тёплое время года!
Автор — Качалина Александра, культурный редактор VK Гид