Часть 2. История памяти
Обычный Дом с обыкновенной историей. Но, как часто бывает, каждый Дом пишет свою историю. И наш Дом-герой тоже.
Часть 1. «Культура памяти»[1]. О чём шла речь?..
Музей истории ГУЛАГа.
Память, Напоминание, Предупреждение. Музей, наполненный Историей, Присутствием, Смыслом.
Музейный интерьер и инсталляции, «зоны погружения» и экспонаты как свидетели событий, хранящие память истории сталинских репрессий в СССР в период 1920-1950 годов.
Музейное действие начинается не с организации внутреннего пространства и экспозиции; не от вестибюля или входа, – внешний облик здания становится знаком времени, в котором сплелись архитектура, история, смысл, память.
Часть 2. История архитектурной памяти
Архитектурная история дома по адресу: 1-й Самотёчный переулок, дом 9, строение 11 ‒ берет свое начало в конце XIX века.
Духовщинский купец и потомственный почетный гражданин Михаил Попов, скупивший все земли в округе, задумал построить в Москве на Самотёке...
Доходные дома...
Многоквартирные жилые коробки были предназначены для сдачи квартир в аренду (получение пассивного дохода) и чрезвычайно распространены в Москве на рубеже XIX и XX веков.
До XX в. разрешалось владеть усадьбой или особняком, а вот квартиру можно было только снять.
Идея многоквартирных меблированных домов для найма ("спекулятивных") пришла к нам в XVIII в. из Европы. Был использован опыт Древнего Рима (инсулы - доходные дома богатых и влиятельных римлян, появившиеся в III в. до нашей эры).
Один из первых доходных домов в Москве, который достоял до нашего времени, можно увидеть по адресу: ул. Ильинка дом 10/2, строение 1 – Доходный дом А.С. Павлова и Н.С. Калинина -Торгово-административное здание Московского Торгового банка ("Банк Н.А.Найденова"); массивный портик, коринфские колонны, красиво декорированные арки.
Выделялись земли под застройки целых кварталов с облагораживанием общественного пространства и планировкой улиц. Домам присвоили номера, но традиционно москвичи продолжали ориентироваться по именам владельцев.
Для этого продавались участки бывших усадеб под конторские помещения, торговые ряды, склады.
Постепенно исчезали уютные купеческие особнячки, милые глазу дворцы и усадьбы.
На месте милой глазу московской архитектурной старины вырастали многоэтажные каменные коробки с большим количеством окон. Чем больше дом, тем дешевле он обходился при строительстве, быстрее окупался и в дальнейшем меньше нуждался в ремонте и отделке.
Предпочтение все-таки отдавали строительству домов из красного кирпича – материала недорогого, неприхотливого к климатическим особенностям, что также удешевляло строительство, а также последующее их содержание.
Кладка стен из красного кирпича – еще и хорошая шумоизоляция.
Декор зависел от вкусов заказчика, средств, выделенных на строительство, и модных архитектурных тенденций во время строительства – украшение лепниной, скульптурами, башенками.
Доходные дома составляла почти половину жилого фонда и оставались единственными квартирными зданиями в Москве до революции.
Николай Иванович Жерихов занимал особое место в плеяде талантливых московских архитекторов, проектирующих доходные дома периода начала XX века.
Его удивительная биография (архитектор без специального образования) и созданные им за двенадцать лет 46 (!) доходных домах в самых престижных для того времени районах Москвы - история, требующая самостоятельного исследования.
А пока лишь размытые вехи его пути.
Сын безземельных крестьян из-под Могилёва.
Точная дата рождения в формате «приблизительно».
Полученное им образование неизвестно - скорее всего, Строгановское училище.
Путь от «ученого рисовальщика» до модного архитектора и создателя шедевров московского модерна – от Арбата до Пречистенки, Остоженки и далее по Бульварном кольцу, – не изучен.
И вот Н. И Жерихову строительным отделением московской городской управы в 1906 году и был поручен проект четырёхэтажного здания для купца Михаила Попова.
Строительство Дома растянулось на несколько лет. Первые жители въехали лишь после 1914 года.
В объемно-пространственном отношении и декоративном оформлении Здание ничем не выделялось. Поэтому и сведений о себе истории не оставил.
Осмелимся предположить, что речь идет, скорее всего, о Доме средней руки - для среднего класса с квартирами среднего ценового сегмента. Именно такие постройки пользовались большим спросом.
Стены украшались просто, без изысков. Главная отличительная черта - длинные фасады с длинными рядами окон.
Эта отличительная черта фасада, как и весь фасад в целом, и послужил в дальнейшем символом сохранения памяти времен, воплотившимся в концепции архитектурного замысла музея истории ГУЛАГа.
Удобная планировка - как правило, до 5 комнат в квартирах. Проводились даже водопровод и канализация. Такие квартиры могли снять служащие банков, страховых и акционерных компаний, частные предприниматели, инженеры и интеллигенция.
Дом прослужил своему хозяину всего лишь около трех лет. В 1917 году после революции здание национализировали, но назначение оставили прежним. Вот только квартиры уплотнили.
Четырехэтажный Дом с коммуналками
Дом с этого времени вписывает новую страницу в свое наследие – историю коммунальных квартир со всеми их радостями, горестями и трагедиями. Домовладельцы, которые не уехали и не были репрессированы, пережили тревожные времена.
Неохотно делились воспоминаниями. Неохотно оставляли после себя бумажные следы.
В 1972 г. дом расселили. Его жителям выдали ордера на новые квартиры.
Свободное помещение заняли строители метро.
Конторский четырехэтажный Дом Мосметростроя
Во дворе соорудили вертикальный ствол, через который вели проходку перегонов от станции «Цветной бульвар» до «Менделеевской» и чуть позже – от «Трубной» к «Достоевской».
В доме организовали душкомбинат и столовую для рабочих. Здесь же расположились контора начальника участка, механический цех, проектный институт. Часть помещений на верхних этажах сдавали в аренду.
По окончании работ по проходке соорудили вентшахту, благоустроили двор, установили венткиоски: «Участок, расквартированный в доме, переехал на другой строящийся объект, а здание передали Москомимуществу» (из воспоминаний М. Кайгородцева из СМУ-6 ‒ замдиректора в СМУ-3. Именно он занимался передачей здания городу)[2].
Более чем за сто лет стены здания пережили квартиры внаём и коммуналки, общежитие и автомастерскую. Перед его окнами падали бомбы; строилось метро и формировались целые поколения московских семей. Недосуг им было делиться впечатлениями и/или сохранять след на бумаге.
Дом Запустения. Забвение
В 1990-х годах про строение было забыто. Очень быстро здание обветшало и стало непригодным для дальнейшей эксплуатации.
С 2005 г. судьба дома оказалась под угрозой – была вероятность сноса из-за ветхости.
Однако по счастливому стечению обстоятельств получило новую жизнь.
Дом как уникальное выставочное пространство
В октябре 2015 г. здесь открылся Музей истории ГУЛАГа.
Архитектор проекта И. Опарин в интервью поделился идеями своего музейного замысла.
Здание долгое время «стояло заброшенным». К моменту реставрации «крепкими остались только ограждающие стены с отличной кирпичной кладкой», которую было принято решение сохранить.
Внутри отказались от всех перекрытий и перегородок; упаковали в «новый скелет» ‒ металлический каркас, ‒ образовалось «высокое двухсветное пространство, то есть возникла абсолютно новая структура здания. От прежнего строения остались только фасады», исторический облик которых максимально «бережно сохранили».
Интерьеры «достались» с открытой проводкой, обнаженной кирпичной кладкой и другими натуральными материалами. Приложили немало усилий, чтобы «все было очень тонко подобрано» и подчеркнуто «достоинство старого здания»[3].
До переезда музей размещался по адресу: Петровка, 16 - в старом доходном доме 1905 года постройки.
Современный облик нового здания Музея, благодаря минималистичным формам, идеально вписался в центр города. Незаметно, но значительно увеличил выставочную площадь музея ‒ 3 367 кв. м против 850 кв.м.
И сейчас можно с уверенностью сказать, что наш Дом-Герой в надёжных руках и со Счастливой Судьбой – помнит Прошлое, живет в Настоящем и смотрит в Будущее.
____________________
Таков музейный нарратив, в основе которого судьба Дома, объединившего историю ГУЛАГа и память об этих тяжелых мрачных временах.
- Своими исследованиями поделилась А. Р.
______________________
Список источников:
1. Музей нашей памяти. Часть 1. Культура памяти | Myar.Studio – URL: https://dzen.ru/a/ZbWsTc5L5HsTLPTV
2. Мосметрострой: [сайт]. – URL: https://www.metrostroy.ru/press–center/newspaper/mashina-vremeni/dom-vmestivshiy-istoriyu/
3. Архитектурный музей для музея ГУЛАГа / Архсовет Москвы, 1 июня 2015. – URL: https://archsovet.msk.ru/article/gorod/arhitekturnyy-proekt-dlya-muzeya-gulaga
____________________
Вам может понравиться:
"Ничего лишнего..." ( о Музее В. Маяковского в Москве)| Myar.Studio - URL: https://dzen.ru/a/ZbYgrzIkoFl2dLkj
Загляните на основной наш сайт MyarStudio
© MyarStudio, 2024