Найти в Дзене
Свободные науки

Декарт и Юм об образе жизни

Начнем с того, что эта статья более всего заинтересует ученых и философов, отчасти - людей творческих профессий. По сути, мы хотели бы поставить вопрос: насколько глубоко нужно уходить в работу? С головой? Или иногда вспоминать о том, что кроме работы, есть личная жизнь и другие радости? У Рене Декарта и Дэвида Юма - двух значительных мыслителей Нового времени - есть весьма импонирующие автору этой статьи рассуждения по этому поводу. Но начнем мы нашу статью не с них, а с греков. В Древней Греции было такое понятие, как "σχολή" (схоле) - свободное время, когда гражданин мог заняться науками и самообразованием, вести ученую беседу, в общем, заниматься умственным трудом. Аристотель в "Метафизике", размышляя о том, как появились искусства и науки, обращает внимание, что научное знание появляется в Египте, потому что там у жрецов было много свободного времени и они занялись математикой. Аристотель советует больше отдыхать "...кто сверх обычных чувственных восприятий первый изобрел какое-
Оглавление

Начнем с того, что эта статья более всего заинтересует ученых и философов, отчасти - людей творческих профессий. По сути, мы хотели бы поставить вопрос: насколько глубоко нужно уходить в работу? С головой? Или иногда вспоминать о том, что кроме работы, есть личная жизнь и другие радости?

У Рене Декарта и Дэвида Юма - двух значительных мыслителей Нового времени - есть весьма импонирующие автору этой статьи рассуждения по этому поводу. Но начнем мы нашу статью не с них, а с греков. В Древней Греции было такое понятие, как "σχολή" (схоле) - свободное время, когда гражданин мог заняться науками и самообразованием, вести ученую беседу, в общем, заниматься умственным трудом. Аристотель в "Метафизике", размышляя о том, как появились искусства и науки, обращает внимание, что научное знание появляется в Египте, потому что там у жрецов было много свободного времени и они занялись математикой.

Занятия в школе (воспроизводится по чаше Дуриса).
Занятия в школе (воспроизводится по чаше Дуриса).

Аристотель советует больше отдыхать

"...кто сверх обычных чувственных восприятий первый изобрел какое-то искусство, вызвал у людей удивление не только из-за какой-то пользы его изобретения, по и как человек мудрый и превосходящий других. А после того как было открыто больше искусств, одни - для удовлетворения необходимых потребностей, другие - для времяпрепровождения, изобретателей последних мы всегда считаем более мудрыми, нежели изобретателей первых, так как их знания были обращены не на получение выгоды. Поэтому, когда все такие искусства были созданы, тогда были приобретены знания не для удовольствия и по для удовлетворения необходимых потребностей, и прежде всего в тех местностях, где люди
имели досуг. Поэтому математические искусства были созданы прежде всего в Египте, ибо там было предоставлено жрецам время для досуга".

Аристотель уделяет особое внимание той мысли, что изначально науки создавались людьми не как утилитарное средство, а как способ провести приятно время, поскольку у свободного от трудов человека просыпается стремление к знанию. Запомним это и перейдем в Новое время.

В период Нового времени происходят колоссальные социально-экономические и культурно-исторические изменения. После столетий средневекового застоя наука развивается активными темпами. И теперь прикладное ее значение оценивается по достоинству. Появление книгопечатанья, переход на мануфактурное производство, а затем на фабричное, развитие металлургии - все это разительным образом изменило историческую перспективу и смысл научного труда.

Рене Декарт
Рене Декарт

Как Рене Декарт разочаровался в науках и образовании

Посмотрим, как Рене Декарт - математик и философ Нового времени - расценивал смысл и место науки в жизни человека. В "Рассуждениях о методе" он пишет:

"Я с детства был вскормлен науками, и так как меня уверили, что с их помощью можно приобрести ясное и надежное познание всего полезного для жизни, то у меня было чрезвычайно большое желание изучить эти науки".

С самого начала Декарт связывает науку и пользу. Но нас более всего интересует вопрос, в какой степени нужно погружаться в науку? Чем больше в нее погружался Декарт, тем более он сомневался в своем знании:

Но как только я окончил курс учения, завершаемый обычно принятием в ряды ученых, я совершенно переменил свое мнение, ибо так запутался в сомнениях и заблуждениях, что, казалось, своими стараниями в учении достиг лишь одного: все более и более убеждался в своем незнании. А между тем я учился в одной из самых известных школ в Европе и полагал, что если есть на земле где-нибудь ученые люди, то именно там они и должны быть.

Разочаровавшись в науках, Декарт обращается к себе и миру в поисках истинных принципов познания.

"...я совсем оставил книжные занятия и решил искать только ту науку, которую мог обрести в самом себе или же в великой книге мира, и употребил остаток моей юности на то, чтобы путешествовать, видеть дворы и армии, встречаться с людьми разных нравов и положений и собрать разнообразный опыт, испытав себя во встречах, которые пошлет судьба, и всюду размышлять над встречающимися предметами так, чтобы извлечь какую-нибудь пользу из таких занятий. Ибо мне казалось, что я могу встретить более истины в рассуждениях каждого, касающихся непосредственно интересующих его дел, исход которых немедленно накажет его, если он неправильно рассудил, чем в кабинетных умозрениях образованного человека..."
Дэвид Юм
Дэвид Юм

Дэвид Юм о природе человека

В своем "Исследовании о человеческом познании" английский философ Д. Юм пишет:

"Человек - существо разумное, и, как таковое, он находит себе надлежащую пищу в науке".

Однако, - добавляет он:

"границы человеческого познания столь узки, что можно питать лишь
слабую надежду на то, чтобы как объем, так и достоверность его приобретений в этой области оказались удовлетворительны.

Помимо разума у человека есть стремление к себе подобным:

Человек не только разумное, но и общественное существо, однако он не способен ни постоянно наслаждаться приятным и веселым обществом, ни сохранять к последнему надлежащее влечение.

Наконец, для человека свойственно деятельное начало:

Человек, кроме того, деятельное существо, и благодаря этой наклонности, а также в силу различных потребностей человеческой жизни он должен предаваться различным делам и занятиям; но дух нуждается в некотором
отдыхе и не может быть всегда поглощен заботами и деятельностью.

Итоговое заключение Юма звучит следующим образом:

Итак, природа, по-видимому, указала человечеству смешанный образ жизни как наиболее для него подходящий, тайно предостерегая людей от излишнего увлечения каждой отдельной склонностью во избежание утраты способности к другим занятиям и развлечениям. Удовлетворяй свою страсть к науке, говорит она, но пусть твоя наука останется человеческой и сохранит прямое отношение к деятельной жизни и обществу. Будь философом, но, предаваясь философии, оставайся человеком.
Изображение создано Kandinsky 3.0
Изображение создано Kandinsky 3.0

Подход этого философа очень близок автору этих строк. Мне кажется, что уход в науку (можно поставить вместо науки работу в целом) не является истинно гуманистическим. Человеку не стоит полностью отдавать себя науке, потому что в нем не останется ничего человеческого. И в итоге сам результат его труда тоже будет нечеловеческим. Но. Кажется, что большая часть великих научных результатов получено теми людьми, которые отдали себя науке. А как вы считаете, возможен ли баланс в жизни?