Москвичей испортил квартирный вопрос. Так говорил мрачный герой в романе "Мастер и Маргарита". Кто-кто, а Булгаков знал цену таким словам, отдавая их Воланду. Как жил великий мастер литературы можно увидеть, если заглянуть в ту самую нехорошую квартиру. Открываем двери в музей — «Булгаковский дом».
Большая Садовая 10, квартира 50
В Романе Воланд разместил свою свиту по адресу улица Большая Садовая 50, 302-бис.
Считается, что прототипом нехорошей квартиры стала коммуналка на Большой Садовой, 10. Здесь Михиал Булгаков жил с 1921-го по ноябрь 1924 года.
Квартира была совершенно ужасная. Булгаков жаловался на низкие потолки, сырость, холод, отсутствие отопления. А еще шумные, и порой невыносимые жильцы. Они варили «чистый спирт», по народному горькую самогонку, и яростно дебоширили. Жизнь Булгакову казалась невыносимой.
Однако, бродя по музею, квартиру «нехорошей» не назовешь. На первый взгляд большая, хорошая комната. Даже роскошная по тем временам, а по нашим приличная. Казалось бы, что писателю было нужно. По воспоминаниям первой жены Булгакова Татьяны Лаппы, в 50-ой квартире жила женщина, которая стала прототипом Аннушки, что разлила на трамвайные рельсы масло. Сам писатель в 1924 году занимал 34-ую квартиру. В одной из комнат музейные работники создали быт московской «коммуналки».
В 27 главе кот Бегемот поджигает нехорошую квартиру.
Кстати, дом на Садовой, 10 с богатой историей. Здесь бывало множенство интересных для истории людей. Именно в этом доме Фанни Каплан заряжала пистолет, чтобы потом пойти, и через час стрелять в Ленина. Говорили, что в этом месте произошла роковая встреча Айседоры Дункан и Сергея Есенина.
Такую же квартирку, что и Булгаков в нехорошем доме имел Сергей Михалков. Говорят, что на Патриарших творил Василий Суриков.
На стене бросается в глаза фото красивой женщины. Елена Сергеевна Булгакова, в девичестве Нюренберг, третья жена великого мастера литературы Михаила Булгакова.
Боги, боги мои! Что же нужно этой женщине?
Считается, что Елена Сергевна Булгакова прототип знамений Маргариты. Это была женщина охочая до славы и страстей.
Она родилась в семье еврейского журналиста из Риги. В юности пыталась устроиться в МХАТ, но в результате лишь ее сестре Ольге удалось стать секретарем у Немировича-Данченко. Елена устроилась на работу в издательство.
Елена скоропалительно вышла замуж за сына знаменитого тогда актера, выступавшего под псевдонимом Мамонт Дальский. Ее муж Юрий Неелов, сын Дальского, был офицером.
От Неелова она уходит к начальнику военного штаба Евгению Шиловскому. Елена Сергеевна, как и Маргарита живет в роскошном особняке. Купается в роскоши. Но жизнь полная покоя ее угнетает. Дома ее ничего не интересует. Генеральская жена убегает на московские улицы. Тень молодой женщины теряется в переулках Арбата, где в романе мастер имел свой скромный подвальчик с "большой" комнатой в 14 метров!
Елене был нужен гений, который ее прославит. С Михаилом Булгаковым она встретилась 28 февраля 1929 в Доме художников. Булгаков не хотел туда идти. Еле уговорили. Она пошла только потому, что знала, что там будет ОН. На вечеринке они сидели рядом. А потом она кокетливо попросила завязать завязочки на рукаве. Булгаков потом говорил, что Елена женским колдовством привязала его на всю жизнь.
Все как в вихре закружилось. Уже на следующий день они поехали кататься на лыжах, а после с Маяковским играли в бильярд. Елена сама не заметила как стала тайно приходить к своему мастеру. Муж узнал! Размахивал перед ними пистолетом, грозился порешить всех одним махом.
Казалось Елена Сергеевна одумалась. Прервала отношения с Булгаковым. А потом новая случайная встреча через два года решила все. Булгаков умолял Шиловского пройти мимо их счастья. Муж Елены отпустил.
Они ни разу в жизни не поссорились. Хотя это были сложные годы. Булгакова почти не печатали. Писатель умер 10 марта 1940 года. Теперь цель своей Елены увековечить память писателя. Черновые записи рукописи «Мастера и Маргарита» она свела сама.
Роман пролежал на полке больше двадцати лет. Почти не веря в успех, она передала рукопись Константину Симонову. У него была возможность прочитать роман, отдыхая на озере Балатон в Венгрии. По возвращению в столицу он направился в редакцию журнала "Москва", и уговорил литературное начальство напечатать великое произведение. Первые главы «Мастера и Маргариты» читатели увидели в конце 1966 года. Предисловие написал другой мастер пера Константин Симонов.
Когда роман увидел мир, Елена Сергеевна сказала: "Вот теперь при встрече я могу честно взглянуть в глаза Мише".
Кот Бегемот
Очаровательный мейн-кун Бегемот сегодня живет в музее. Прекрасный игривый котенок. Музейщики постарались воссоздать мистическую булгаковскую атмосферу. Кот тут к месту.
Бегемот "практически родственник" сыгравшего в новом фильме Михиала Локшина серого мейн-куна Кеши. Уж очень похож.
А как Михаил Булгаков относился к хвостатым нарушителям спокойствия? Был ли у кота-оборотня прототип?
В романе «Мастери Маргарита» животное черного цвета. Это из-за того, что черные кошки считались служителями темных сил.
Вторая супруга Михиала Булгакова Любовь Белозерская вспоминала, что «у них с Мишей жил кот Флюшка». Обычный, серый, дворовый. Она его подобрала на Арбате. Очень тихий и спокойный.
Питомец любил сидеть на форточке открытого окна. А потом кот исчез. Видимо украли. Мистика! Булгаков был расстроен.
Так, что серый кот в новой экранизации «Мастера и Маргариты» от Михаила Локшина вполне себе память о Флюшке. А в музее, как и положено живет грозный и черный мейн-кун.
Спасибо, что прогулялись со мной по нехорошей квартире. С уважением, Татьяна.