Найти в Дзене

Каменные цветы уральских сказов

Каждому уральцу с детства знакомы образы волшебного каменного цветка и могущественной повелительницы уральских недр – Хозяйки Медной горы (Малахитницы). Эти образы, созданные писателем П.П. Бажовым, и в наше время притягивают к себе внимание людей, заставляя их задуматься о выборе жизненного пути, понимании красоты окружающего мира и смысла бытия.
Для С.В. Веселкова – мастера уральской лаковой росписи по металлу, герои бажовских сказов стали источником вдохновения. Сергей Васильевич известен своими подносами, выполненными в технике золотной трафаретной печати. Наряду с рябиной и виноградом, а также разнообразными геральдическими мотивами, образ волшебного каменного цветка стал одним из самых ярких и выразительных, передающими мировоззрение художника, его понимание горнозаводской мифологии.

Триптих «Каменный цветок». С.В. Веселков. Металл, масло, паста цвета золота, лак. Штамповка, трафаретная роспись, копчение. 2004 г.
Триптих «Каменный цветок». С.В. Веселков. Металл, масло, паста цвета золота, лак. Штамповка, трафаретная роспись, копчение. 2004 г.

Для творчества мастера характерно стремление к содержательному характеру орнамента, смысловой насыщенности каждой детали. Поэтому, замечательный набор из трех подносов С.В. Веселкова «Каменный цветок», стал подлинным украшением выставки «Сказы Урала», которая проходит в Музее быта и ремесел горнозаводского населения.
Находящийся во владениях Малахитницы каменный цветок для художника является олицетворением вершин мастерства, а также совершенной красоты природного материала, постигнуть которую мечтает каждый мастер.
Важной предпосылкой появления этих уже отточенных образов стала дипломная работа Сергея Веселкова «Мастеровые люди Урала», которую молодой художник выполнил в 1986 году, при окончании Нижнетагильского педагогического института под руководством своего преподавателя Льва Ивановича Перевалова. Стремление реализовать свой талант привело его работать в творческую группу цеха росписи подносов Нижнетагильского завода «Эмальпосуда». Одним из важнейших направлений её деятельности была разработка тем и образов сюжетно-мифологического направления, связанного с традиционной горнозаводской мифологией, которые появились в 70-х гг. ХХ в.
Особое значение в этих работах имеет фон. Чаще всего Сергей Васильевич создает особый зеленый, или, как его еще называют, «малахитовый фон», который появляется благодаря виртуозному владению мастером приемом «копчения» во всем его разнообразии. Малахитовый фон олицетворяет собой подземное царство Хозяйки Медной горы. Насыщенность копчения делает это царство либо едва заметным для зрителя, либо, напротив, очень значимым для восприятия образной системы подноса, самостоятельным художественным образом.

Триптих «Каменный цветок». С.В. Веселков. Металл, масло, паста цвета золота, лак. Штамповка, трафаретная роспись, копчение. 2004 г.
Триптих «Каменный цветок». С.В. Веселков. Металл, масло, паста цвета золота, лак. Штамповка, трафаретная роспись, копчение. 2004 г.

«Малахитовый» фон обладает способностью меняться как живое существо, а также, наряду с каменным цветком, является носителем идеи мастерства, которое заключено, в том числе, в способности человека увидеть красоту природного материала, например, малахита, и выразить её в различных произведениях искусства – малахитовой шкатулке, картине или расписном подносе.
Сам каменный цветок создан мастером с помощью трафаретного орнамента, который, контрастируя с малахитовым фоном подноса, становится словно неподвижным. Этот образ выполнен с использованием богатых традиций тагильского трафарета, позволяющим художнику реализовать самые смелые замыслы. Так происходит потому, что уже на раннем этапе развития нижнетагильского лакового дела трафаретный золотный орнамент отличался совершенством исполнения, сложностью рисунка, разнообразием и культурой стилизованных цветочно-растительных мотивов, роскошью и мощной пластикой воплощения декоративной темы.
Оживающий в трафарете каменный цветок обладает способностью меняться и преображать мир вокруг себя, раскрывая для своего создателя, все новые горизонты мастерства.
Для создания насыщенного образа мастер использует технику трафаретной печати с двойным-тройным нанесением краски при дальнейшей ручной доводке.
Этот технический приём позволяет достичь такого колорита трафарета, при котором становится возможным эффект тоновых растяжек, позволяющий достичь необходимой глубины тона, добиться созвучия между всеми частями и художественного образа. По утверждению Сергея Васильевича, тоновые растяжки несут в себе некий отпечаток эмоционального, бессознательного, поскольку сопровождающий их переход от светлого тона к тёмному в достаточной степени обусловлен сиюминутной авторской эмоцией и творческим вдохновением. Использование блесток словно бы делает цветок волшебным, искрящимся и светящимся изнутри.

Триптих «Каменный цветок». С.В. Веселков. Металл, масло, паста цвета золота, лак. Штамповка, трафаретная роспись, копчение. 2004 г.
Триптих «Каменный цветок». С.В. Веселков. Металл, масло, паста цвета золота, лак. Штамповка, трафаретная роспись, копчение. 2004 г.

Очень интересно, что в некоторых работах мастера, посвящённых именно образу каменного цветка, его контур иногда словно увенчан изображением купола православного храма. В этом художественном приёме проявляется глубокое понимание автором духовной сущности культуры горнозаводского Урала, которая всегда была основана на тесном взаимодействии и сосуществовании христианской и языческой традиций в сознании уральского мастерового.

Антон Владимирович Васенев, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»