Эта история произошла на берегу озера Байкал. Зимой, в воскресенье трое друзей решили пойти на рыбалку. Они жили в посёлке Метростроя и, чтобы добраться до озера, им надо было спуститься с сопки и пройти мимо делянки с приготовленными для сплава брёвнами. За ними увязалась дворовая собака Шарик, которая давно жила в посёлке и часто сопровождала рыбаков. Надо сказать, что рыбаки всегда были рады такому попутчику по нескольким причинам. Шарик был очень крупной собакой и говорили, что в роду у него были волки. Он мог предупредить о приближении лесных обитателей, отпугнуть их, найти дорогу домой, а главное- он гонял лисиц, которые воровали рыбу у рыбаков. Шарик был ничейной собакой, кормился около столовой метростроевцев и тем, что ему давали сельчане. Летом в тайге он сам добывал себе еду, и охотники говорили, что иногда видели рядом с ним волчицу, которая тут же убегала при виде людей.
Рыбаки спустились к озеру, нашли старые лунки и, очистив их от льда, приступили к рыбалке. Лунки оставались от прежней рыбалки, и поддерживал их в рабочем состоянии Степаныч, который жил в избушке на берегу озера. У него была прорубь, из которой он брал воду, и заодно он следил за лунками. Лёд был очень толстый и пробивать новые лунки пешнёй задача для рыбаков не простая, вот они и подрядили Степаныча следить за лунками и расплачивались с ним за это рыбой, хлебом и иногда водкой.
Рыбалка была удачной, клевал в основном омуль и рыбаки переходили от лунки к лунке, а Шарик, скользя по льду всеми лапами , отгонял лисиц от дальних лунок, где лежала застывшая от мороза рыба. Когда рыбаки собрались домой, вдруг поднялся ветер и началась пурга, да такая, что в нескольких шагах ничего не было видно. Подниматься наверх в слепую друзья не решились и пошли к избушке Степаныча проситься на ночлег. Степаныч был рад не частым гостям и даже Шарика пустил в дом, сказав, что в такую погоду негоже собаку выгонять на улицу.
Мужики в печке приготовили уху, разлили по рюмкам водку, добавили 50 грамм в уху и сели за стол. В это время стукнула форточка, и в проёме показалась голова кота. Кот посмотрел на людей, спрыгнул на пол, отряхнулся от снега и начал выгрызать лёд с лап. Шарик сначала вскочил из под лавки, но, втянув носом воздух, спокойно улёгся назад. Видимо эти звери были знакомы друг с другом. Кот тоже не проявил особого интереса к Шарику. Это был большой настоящий сибирский кот с густой длинной шерстью и жёлтыми, как у волка глазами.
"Это Леший"- сказал Степаныч, он иногда приходит домой ночевать, а чаще спит в сарайчике, где полно мышей. Этот сарайчик даже лисы стороной обходят, когда знают, что там Леший. Он пришёл ни откуда и живет со мной четвёртый год. Летом я его почти не вижу, но время от времени он притаскивает, то тетерева, то молодого зайца и оставляет в сарайчике, и я знаю, что это он меня подкармливает. А зимой мне с ним не так скучно. Я его даже курить научил...
Кот, покончив с льдом на лапах, подошел к Степанычу, потёрся боком о его валенки и, пройдя под столом, встал на задние лапы, оперевшись на колени одного из рыбаков, и посмотрел на стол. Мужик звонко щёлкнул деревянной ложкой по лбу кота, и рыбаки засмеялись. Кот шмыгнул под стол, а Шарик, почему-то взвизгнув, толкнув дверь лапами, выскочил из комнаты.
"Зря ты так,- сказал Степаныч рыбаку,- ты его сильно обидел". Ужин свернулся быстро и в какой - то напряженной обстановке. Степаныч стал устраивать гостей на ночлег. Вставать надо было рано, чтобы не опоздать на работу.
Мужика, который обидел кота, Степаныч разместил у двери на комоде, подальше от печки, на которую забрался кот. Степаныч накрыл рыбака огромным тулупом и ,потушив керосиновую лампу забрался на печку.
Под утро всех разбудил шум. Шарик лаял и носился по комнате, мужик орал благим матом, скамейка была опрокинута. Когда Степанычу удалось зажечь керосиновую лампу, все увидели такую картину : рыбак стоял на комоде и трясся как от лихорадки, а рядом валялся тулуп, на котором лежал мёртвый кот. Все четыре лапы когтями глубоко вонзились в тулуп, а пасть кота была туго забита бараньей шерстью тулупа. Кот задохнулся в последнем в своей жизни броске, пытаясь отомстить обидчику.
Рыбаки, не дождавшись рассвета засобирались домой, Степаныч завернув кота в тулуп, понёс его в сарай, а Шарик растворился в предрассветном сумраке.
Эта история стала широко известна в посёлке и люди отнеслись к ней по разному. Кто-то принёс котёнка Степанычу, но тот отказался, и в скоре перебрался в Иркутск, где у него жили дети. Шарик навсегда покинул посёлок Метростроя. Его видели иногда в тайге грибники и сборщики кедровых шишек, но он всегда уходил завидев людей...