Найти в Дзене
БелПресса

«Самовыражение без границ». Какие идеи белгородские мастера воплощают в металле

Оглавление

В выставочном зале «Родина» в Белгороде работает экспозиция металлических изделий

Фото: Павел Колядин
Фото: Павел Колядин

Свои работы – а их более 100 – представили 15 авторов со всего региона: поражающие детализацией миниатюры, изящные изваяния музыкальных инструментов и оружия, замысловатые скульптуры реалистичных и фантазийных образов.

Между реальностью и фантастикой

Выставка «Мелодия металла» проводится во второй раз по инициативе директора музея-галереи «Родина» Андрея Колесникова.

Впервые он воплотил замысел в 2022 году, когда вниманию зрителей свои творения предложили четыре умельца. Посетители остались под впечатлением, познакомившись с творчеством талантливых земляков, а те, в свою очередь, получили одобрение и поддержку, вдохновившие на новые свершения.

В этом году белгородцы могут увидеть недавно изготовленные работы уже известных и только начинающих мастеров.

Фото: Павел Колядин
Фото: Павел Колядин

Помимо опытных профессионалов, в выставке поучаствовали 12 студентов БГТУ имени В. Г. Шухова, которые делают первые шаги на пути к освоению ремесла.

Председатель Творческого союза художников России по Белгородской области Виталий Воробьёв отметил, что, вопреки ложным стереотипам, большинство дебютных образцов здесь созданы девушками.

Пройдя по светлым залам «Родины» и рассмотрев многообразие экспонатов, несложно оценить, насколько завораживающим может быть, казалось бы, безжизненный угрюмо-серый материал, если за него возьмутся умелые руки. В различной технике выполнены очеловеченные насекомые-музыканты, забавные домашние питомцы, удивительные глубоководные обитатели. С ними соседствуют ловкие амазонки, непоколебимые роботы, персонажи народных сказок и популярной культуры.

Виталий Воробьёв / Фото: Павел Колядин
Виталий Воробьёв / Фото: Павел Колядин

Рядом разместились в уменьшенном масштабе православный храм и русская избушка, полноразмерные эльфийский лук и фантастическое ружьё, метафоричные изображения виолончели и гитары.

«В процессе изготовления применяют разные подходы: ковка, сварка, термическая обработка и комбинация всего перечисленного. Для этого используют листовой металл или устаревшие металлические изделия. Существует отдельное направление – стимпанк, где в расход идут детали отслуживших предметов. Благодаря собственной фантазии и возможностям материала, мы даём вещам вторую жизнь», – рассказывает Виталий Викторович.

Фото: Павел Колядин
Фото: Павел Колядин

«Главное – желание человека»

Искусный кузнец Андрей Бондаренко родом из Донбасса, он посвятил художественной ковке 25 лет. Его произведения узнаваемы и любимы ценителями со всех концов России: от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Новороссийска. Работы мастера пришлись по душе и зарубежной аудитории: некоторые из них отправились к новым владельцам в США, Индию, Иран.

Ставший родным Белгород, в котором живёт уже 10 лет, умелец не обделяет вниманием. В сентябре 2023 года в центре города установили его светодиодную инсталляцию из нержавеющего прута «Крыло ангела-хранителя», посвящённую погибшим байкерам. Неравнодушный к мотоциклам и скоростной езде, Андрей нередко обращается к этой теме в творчестве.

Ремеслом он увлёкся не иначе как случайно.

Андрей Бондаренко / Фото: Павел Колядин
Андрей Бондаренко / Фото: Павел Колядин

Когда ходил в море на Сахалине, навестил приятелей на промышленном объекте, а те устроили другу экскурсию по территории и привели в здание недействующей кузни. Молот, наковальня, печь и другое оборудование пребывало в запустении, и тогда Бондаренко спросил разрешения испытать себя в деле и потрудиться там. С тех пор из‑под инструмента вышло немало фигур утончённых скрипок, копий исторических судов, динамичных скульптур и прочих изделий.

Помимо основной деятельности, кузнец занимается обучением молодых специалистов. Его школу прошли состоявшиеся мастера из Донецка, Курска, Ярославля, а сейчас многолетний опыт наставника перенимают студенты белгородского технологического университета.

Фото: Павел Колядин
Фото: Павел Колядин
«Настаёт момент, когда понимаешь, что свои знания надо передавать кому‑то. В том году у меня на практике были студенты из БГТУ, чтобы научиться работать не только с камнем, керамикой и стеклом, но и железом. Они воплощали собственные проекты по эскизам, и так вышло, что некоторые заинтересовались и решили продолжить обучение. Главное – желание человека, тогда научить можно всему», – убеждён член ремесленной академии и Союза кузнецов России Андрей Бондаренко.

Одна из его последовательниц – студентка 4-го курса по направлению «декоративно-прикладное искусство и народное творчество» Диана Ходорова. Ещё в школе она задумывалась о том, чтобы выбрать профессию, связанную с обработкой металла. Шутила, мол, пойдёт учиться на сварщика, а когда на университетской практике довелось поработать с железом, неиронично подметила, что ей понравилось.

Фото: Павел Колядин
Фото: Павел Колядин

Она призналась, что временами бывает нелегко: ковка, сварка, сгибание грубой материи изматывают физически. Но, несмотря на утомительный процесс, удовлетворение от результата стоит затраченных усилий.

Излюбленный стиль Дианы – стимпанк. Ей импонирует мысль использовать подручные средства, особенно в декорировании заготовки.

«Просто я смотрю на материал и сразу представляю, куда и как можно прикрепить те или иные элементы. Потом уже складывается полная картина», – поясняет девушка.

В духе стимпанка она выполнила холодное оружие, рыбу-дирижабль и абстрактный бюст Медузы Горгоны, демонстрируемые на выставке. В такой же стилистике совместно с Андреем Бондаренко студентка изготовила масштабную фигуру дракона, недавно установленную в Курске.

Диана Ходорова / Фото: Павел Колядин
Диана Ходорова / Фото: Павел Колядин
«Я вижу новые горизонты: могу развиваться в этой сфере дальше: ещё точно есть куда расти. Допустим, попробую делать более аккуратные скульптуры – вымеренные, зачищенные. Ещё меня привлекает то, что я смогу посещать со своими произведениями выставки кузнецов в разных городах», – делится планами Ходорова.

«Всё зависит от музы»

Прохоровский умелец Игорь Немыкин увлёкся художественной ковкой 11 лет назад. Рассматривая модели мобильных телефонов в Сети, он перешёл по ссылке, ведущей на тематический сайт. Среди многочисленных фотографий металлических изваяний его внимание привлекла картинка подсвечника, который позднее Игорь решился повторить.

Фото: Павел Колядин
Фото: Павел Колядин

Имея опыт сварочных работ, он смастерил вещь буквально на коленке, обойдясь без специальных инструментов: нашёл спиленный пень, приладил к дереву фрагмент трубы, сформировал изгибы железных прутьев и нанёс краску. Итогом трудов Немыкин поделился с невестой, оценившей подсвечник по достоинству.

Мимолётная затея стала отправной точкой к постижению искусства ковки. Белгородец загорелся интересом и учился самостоятельно: смотрел мастер-классы, пробовал экспериментировать и сварил свою первую кузнечную печь.

«Если превозносить себя и не видеть недостатков в работах, то можно перестать развиваться или перегореть, ведь не к чему будет стремиться. Но и в другую крайность впадать нельзя: не бойтесь пробовать снова, если не получилось сразу. Не ошибаться тот, кто ничего не делает», – считает он.

Фото: Павел Колядин
Фото: Павел Колядин

На первое место Немыкин ставит всегда самовыражение и только после – материальную отдачу. Исполнение заказов даёт ему средства для покупки материалов и необходимых аппаратов, но воплощение собственных фантазий – духовное наслаждение. По словам мастера, многогранные свойства металла позволяют через него даже самые невероятные образы.

«Всё зависит от музы. В один момент может вдохновить птичка, сидящая на ветке. Но вообще влечёт атмосфера нереальных, фантастических миров. Действительно, постоянным источником свежих идей для меня является море и всё, что с ним связано. Неизменное восхищение вызывает маяк как аллегория одинокого странника во времени, своим единственным светящимся глазом встречающего и провожающего корабли на протяжении веков», – рассказывает Игорь.

Фото: Павел Колядин
Фото: Павел Колядин

Выставка работает до 25 февраля.

Юлия Манохина