Необходимость создания этого оружия возникла в разгар холодной войны, когда угроза применения ядерного оружия стала реальной. После обмена ядерными ударами, для захвата стратегических объектов противника, к ним планировалась переброска мобильного десанта спецподразделений, усиленных собственной артиллерией, так же сбрасываемой с транспортного самолета и способной работать в условиях постядерного катаклизма. К разработке в 1974 году был привлечен Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения и конструкторское бюро Пермского машиностроительного завода имени Ленина. Разработка и испытания были закончены в 1979 году. В результате на вооружение была принята советская авиадесантная самоходная артиллерийская установка 2С9 Нона-С на шасси плавающего гусеничного бронетранспортера БТР-Д.
Нона-С была первой в мире, плавающей САУ, десантируемой с транспортного самолета и имеющей способность работать в очаге ядерного заражения.
Но главной особенностью САУ 2С9 стала ее пушка 2А51, аналога которой в мире не существует до сих пор. 2А51 как и ее буксируемый вариант 2Б16, могут работать как миномет, как гаубица и как обыкновенная пушка с прицельной дальностью 7-8 километров.
При этом пушка миномет, имея нарезной ствол может использовать все существующие советские и российские мины калибра 120 мм, и большинство осколочно фугасных снарядов этого калибра.
Кроме того пушка может использовать почти все зарубежные мины и большинство импортных снарядов калибра 120 мм, что облегчает ей найти боеприпасы на территории отбитой у противника.
Данное преимущество, сыграло огромную роль и в сегодняшних боевых действиях, когда противник испытывает голод практически во всех видах снарядов, а российская артиллерия, пользуясь поставками снарядов и мин из КНДР , Ирана и других дружественных стран практически не ограничена в их применении. При этом активнее работают орудия именно переднего края калибра 120 и 122 мм. Пришлось даже снять с консервации большинство 122 мм гаубиц Д-30.
В следствии того, что Нона-С показала себя с наилучшей стороны во время войны в Авганистане, было решено разработать аналогичное оружие и для общевойсковых подразделений. Основным отличием 2С31 " Вена " является наличие орудийно-вычислительного комплекса, который позволяет получать и передавать информацию по целям, а так же отслеживать состояние машины. Вся информация выводится на монитор командира машины. Командир через ЭВМ машины вводит координаты цели согласно данных ГЛОНАС, после чего комплекс определяет необходимые углы наведения оружия и номер заряда. Далее производиться автоматическое наведение орудия на цель. Бортовая ЭВМ способна одновременно хранить информацию о 30 целях. Кроме того на САУ установлен более мощный двигател в 450 л.с., который позволяет держать скорость на шоссе 70 км/час. Первые партии САУ Вена начали поступать в войска в 2010 году.
Работы, проведенные по разработке 2С31 легли в основу и глубокой модернизации 2С9. В результате была спроектирована и изготовлена практически новая машина десанта 2С42 " Лотос " Кроме всех перечисленных новаций на Лотосе установлен управляемый дистанционно пулемет калибра 7,62 и новая пушка 2А80.
Новое орудие 2А80 имеет повышенную дальность и точность стрельбы в связи с более длинным стволом и более эффективными компенсаторами отдачи. В следствии этого на нем могут использоваться новые более мощные боеприпасы имеющие огромный потенциал для инноваций.
Развитая сеть автомобильных дорог и огромные пространства возможных боевых действий, востребовали разработку новой САУ на колесном шасси. Так появилось САУ 2С23 Нона СВК на шасси бронетранспортера БТР-80, со скоростью передвижения по шоссе 80 км/час. Кроме колес его отличительная черта поворотная командирская башня с пулеметом 7,62 калибра. Была принята на вооружение в 1991 году.
А для работы в арктических условиях разработана самая проходимая в мире САУ Магнолия, которая состоит из двух шасси броневика вездехода Витязь. Собственно Витязь на первом шасси, а на втором башня от САУ Вена. Комплекс может передвигаться не нанося значительного вреда тундре и работать при температурах до -50 градусов.
А недавно стала САУ и улучшенная версия пушки 2Б16. Ее поставили на шасси вездехода Урал 4320. В результате получилась самая быстроходная САУ 2С40 "Флокс".