Немало жестоких испытаний выпало на долю этого человека.
Сидур Вадим Абрамович родился в 1924 г. (первое рождение). Ему пришлось пережить страшные годы Голодомора на Украине. Сохранились его детские воспоминания об этом времени: «Часто с базара тащат в милицию каких-то мужчин и женщин. Вокруг всегда большая толпа. Все кричали, что арестованные торговали ЧЕЛОВЕЧЬИМ МЯСОМ, что человечье мясо похоже на свинину, только не такое жирное… На улицах города сотни лошадей… Они пришли в город из сёл, где все вымерли. До сих пор помню вкус котлет, приготовленных мамой из конины, купленной на базаре. Свою маленькую игрушечную лошадку на колёсиках, подаренную мне дедушкой, я тоже зарубил на мясо и разрезал на несколько кусков».
В 13 лет он понимает, что Бог вдохнул в него искру таланта: рисовал, выжигал, создавал пластилиновые фигурки («Теперь у меня был собственный Толстой…Пластилиновый Толстой сидел в пластилиновом кресле…»). Но мечтал быть не художником - врачом.
В 18 лет, закончив военное училище, оказался на войне: в качестве младшего лейтенанта командовал пулемётным взводом. В 1944г., вспоминает Вадим, пуля немецкого снайпера «попала мне в левую верхнюю челюсть, прошла через корень языка и разорвалась в правом углу нижней челюсти… просто сполз в жидкую грязь на дно окопа и тихо умер».
Но ему удалось выжить и, пройдя через ряд операций, восстановить лицо. Этот момент жизни впоследствии воплотится в скульптуру «Раненый».
Это было вторым рождением. Рядом с ним была жена Юлия, которая была вынуждена оставить работу (преподавала французский язык), чтобы быть рядом с мужем и помогать ему во всём.
Вадим Абрамович, закончив Высшее художественно – промышленное училище, занимается скульптурой. Но в 1961 г. (в 37 лет) вновь оказывается на грани жизни и смерти, перенеся тяжёлый инфаркт. Первое время он не мог заниматься скульптурой и, лёжа в постели, переключается на графику. Это уже третье рождение. Вновь вернувшись к скульптуре, он следует нетрадиционным путём: он создаёт из скульптур своеобразные иероглифы, воспринимает знак как путь к истине, улавливает момент перехода смысла в бессмысленную букву. Почему его работы не были известны в Союзе? Почему его имя узнали на Западе раньше, чем в Союзе? Почему он работал в подвале, который неоднократно заливало водой и нечистотами? (« Всё чаще, открывая дверь в мастерскую, уже с порога слышал я шум водопада… Меня затапливало почти ежедневно»).
Да потому что известность Сидура за рубежом и многочисленные посетители из числа иностранцев в его мастерской привлекли к нему внимание спецслужб. Вскоре его исключили из партии (вступил в неё на войне). Его обвиняли в формализме и пацифизме. В СССР не было ни одной выставки Сидура. За пределами СССР – более 30. В Германии установлены его скульптуры «Взывающий», «Треблинка», «Памятник погибшим от любви», «Памятник погибшим от насилия».
В Румынии стоит его «Памятник современному состоянию».
В Америке – «Портрет Альберта Эйнштейна».
Умер В. А. Сидур в 1986г., не пережив третий инфаркт. Четвёртое рождение скульптора произошло уже после его смерти. В 1987 г. (Перестройка) была открыта первая в СССР выставка работ Сидура. В 1989 г. открылся Музей Вадима Сидура.
У В. Сидура есть стихотворение (он ещё и стихи писал, тоже неординарные – это новая разновидность свободного стиха), в котором есть строки:
…Превратиться в бронзовую скульптуру
И стать навсегда
Безмолвным
Взывающим.
Таким и стал В. А. Сидур – взывающим к разуму человеческому, к памяти человеческой.