В чем причина такой популярности? Откуда такие рейтинги?
Перед вами главный российский сериал 2023 года, “феномен”, как называют его критики и журналисты. Слово пацана. Вышедший в этом году сериал о молодежных группировках Казани конца 1980-х годов. Сериал, который набрал какую-то нереальную популярность и количество запросов в поисковиках, а еще, оценен на 8.5 баллов и занял 49 место в ТОП-250 Кинопоиска. Сериал, по которому, без преувеличения можно сказать, посходила с ума вся Россия. Даже мне, хотя и не фанат подобной тематики, как и российских сериалов, вдруг стало интересно, ЧТО ТАМ ТАКОЕ происходит. Отчего у сериала такие рейтинги и такая бешеная популярность? Давайте это и обсудим в данной статье.
Приветствую в Студии 25 и поехали разбираться! :)
Вкратце для тех, кто не смотрел сериал, сразу скажу:
СПОЙЛЕРОВ БУДЕТ, НО МАЛО
мы лишь немного вспомним сюжет и сеттинг, чтобы опираться на него в ходе нашего разбора.
О чем? Сюжет и суть
Сериал "Слово пацана: кровь на асфальте" рассказывает о 1980-х годах в Казани. В то время в разных районах города образовывались банды, в которые вступали молодые ребята, начиная с преступного контингента, заканчивая школьниками. Эти банды контролили район, выбивали из младшеклассников, а иногда и взрослых граждан деньги, участвовали в стычках с другими бандами и не чурались применения насилия.
В итоге, к концу 80-х, как это показано в сериале, эти банды стали прямо таки преступными группировками, с которыми не могла справиться милиция. Почему-то данная ситуация достигла своего расцвета именно в Казани, да настолько, что Татарстан стал считаться столицей уличных войн, и тогда же появилось понятие «казанский феномен».
Так что, сериал снят режиссером Жорой Крыжовниковым четко по настоящим историческим событиям. Я сразу сказала бы, что этот исторический период ТАК еще не освещал никто. А это огромный пласт истории позднего СССР.
В основу сериала легла книга Роберта Гараева, которая вышла в 2021 году «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х».
Это одно из самых полных исследований “казанского феномена”. Что примечательно, сам писатель в молодости состоял в такой преступной группировке в Казани. Еще, Гараев изучил разные источники, включая уголовные дела, и составил документальный портрет явления. Короче, человек из самого сердца событий пришел и нам все рассказал, также выступив консультантом сериала.
Через главного героя Андрея создатели сериала погружают зрителя в о дивный новый мир улиц, и мы вместе с протагонистом проходим путь от этакого чушпана отличника-музыканта до пацана в группировке. Мы можем увидеть, как происходит эволюция (или деградация?) обычного Казанского 14-летнего мальчика. Мы видим, какие причины заставляют его присоединиться к группировке, и как по итогу он раскрывается во всей своей жестокости.
Конечно, у главного героя есть проводник в новый мир, персонаж, который сведущ чуть более и который открывает для героя всю новую картину. Это Марат.
И мы, конечно увидим не только “скорлупу”, мы увидим и правящий класс, авторитетов в виде, например, брата Марата, вернувшегося с Афгана, Адидаса старшего.
Собственно, о сериале
Ожидания от сериала были сразу высоки, например, из-за фигуры самого режиссера. Российский «стриминговый бум», можно сказать, начался в 2018 г., когда вышли первые существенные сериалы для стриминговых платформ. В их числе был и сериал Жоры Крыжовникова «Звоните ДиКаприо!» для видеосервиса Premier. С 2021 г. Крыжовников занимает позицию креативного продюсера «НМГ студии”, и поэтому его имя можно встретить в титрах многих стриминговых хитов последних лет.
А если вернуться к самому сериалу:
По масштабности и динамике повествования, по количеству интересных сюжетных линий, по точно переданному духу эпохи и проработанности персонажей этот сериал просто не имеет конкурентов в России на 2023 год. Я так оценю, что по качеству самого произведения, в России наконец сделали что-то подобное известным зарубежным произведениям, выпущенным на тамошних стриминговых платформах, например, Нетфликсе или HBO.
За основу сериала взята крутая идея - показать конкретное время 1980-х и, позвольте так выразиться, конкретную социальную проблему, да еще и на основе фундаментальной работы Гараева. Кстати, сериал не повторяет книгу, а лишь опирается на данные из нее.
И все это, конечно, через проработанных персонажей из разных точек, из которых они начинают свою историю, разных социальных уровней, с разными проблемами и видением ситуации. Тут мы можем увидеть и хорошего Андрея, которого бьют по пути в школу и забирают деньги, и позицию того, кто пришился к банде и эти деньги забирает, и позицию несчастных родителей, которые думают, чем же я такое незаконопослушное дитятко заслужил, и позицию милиции, которая малыми силами должна бороться против преступных группировок. Так через разных персонажей дается комплексное видение ситуации.
Мы видим мир, в котором взрослые не могут защитить подростков-школьников, и которые вынуждены защищать себя сами. Это кризис авторитетов и традиционных институтов - школы, полиции, семьи. В период перестройки взрослые и сами не понимают как жить, разрастается преступность и приходит власть силы.
В одиночку - невозможно, поэтому остается выход присоединиться к банде, сбиться в группу, чтобы защищать своих, которые защитят тебя. Формируется социальная структура, в которой есть мы, есть они, есть чушпаны, которых можно обокрасть или унизить, а есть власть, которую надо презирать.
Что примечательно, этот период истории никогда не освещался в творчестве таким образом, такое время и место не было так четко раскрыто ни в одном из произведений. Можно вспомнить много известного, скажем, про Гражданскую войну, Великую отечественную войну, спокойные 70-е и даже про более поздний криминальный период 90-х. Но про такое явление как группировки 80-х, да еще и с точки зрения школьников, не рассказывал пока никто. А тут произведение из простого сериала о региональных группировках вырастает даже в полноценный срез эпохи. Это история о политическом и социальном кризисе в позднем СССР. О семейных проблемах и недоверии к прогнившим институтам.
Персонажи харизматичны: они с одной стороны состоят в опасной группировке, выбивают деньги из младшеклассников и просто честных граждан, но с другой стороны не лишены чести и моральных качеств.
Марат при том, что он буквально в первой серии ограбил главного героя, затем спасает его же мать от потери последней одежды, а возможно, и квартиры. Достает ей новую шапку, правда очень сомнительным способом.
Вова, Адидас старший, при том, что перегораживает проезжую улицу и собирает дань, типа не берет себе лишнего. Сразу возникает образ чуть ли не благородного Робин Гуда.
Да, и это вызывает эмпатию и сопереживание к персонажам. Мало у кого вызовет чувство сопереживания отъявленный бандит (наподобие Кощея, например, который не вступился за убийство своего пацана). А вот Вова эмпатию вызывает, когда бьется с другими бандами за своих.
Проблема
И это вызывает претензии части аудитории к создателям сериала, ведь тут и начинается та самая “романтизация насилия и преступных группировок.”
Школьники вот насмотрятся на этот пример благородных преступников и пойдут банды сколачивать, где-нибудь у нас, во дворах Новосибирска.
И претензия-то по фактам, ведь для тех самых группировщиков 80-х неким образцом подражания на тот момент стал Крестный отец. Вот она, сила влияния массовой культуры и творчества на сознание граждан)
Но в сериале постарались подчеркнуть, что ничего хорошего этих подростков и молодых людей не ждет.
Взять хоть вот эту сильную сцену: здесь нам рассказывают, что случилось с членами этой группировки в будущем. Из нее весьма конкретные люди весьма конкретно были подстрелены, погибли в весьма конкретном году. Нам четко показывают, что этот путь он либо в могилу, либо, в лучшем случае, в места не столь отдаленные. И даже на примере главных персонажей, как они закончили свои ветки. «Слово пацана» – это буквально антиреклама преступного образа жизни. Каждое преступление в итоге приводит к наказанию, да еще в стократном размере. Достаточно прямая и красиво донесенная мысль для художественного произведения. Так что, посыл у создателей достаточно конкретный и никто не агитирует молодежь идти создавать банды, автор, как говорится “хотел сказать другое”.
Весь сериал - кровавый аттракцион жестокости и насилия. Драки, доходящие до убийств и забиения друг друга насмерть монтировкой, приятного мало. Сюжет показан так, что кулачки сжимаются за персонажей, а руки потеют. Динамика, страсть, страх, ужас, напряжение, в котором нас держит сериал, достойно всяких похвал. Кошмар всех войн за асфальт не прикрыт, за героев больно. И боль, мне кажется, важно прочувствовать и обдумать каждому зрителю, - эти чувства могут определить жизнь другого Андрея, другого Марата, но в нашей современной реальности.
И ууу, мое любимое, рост персонажей! Например, Андрей из маменькиного послушного сынка превращается в блюстителя пацанских правил и одного из сорвиголов банды. Четко показаны причины изменения поведения, как решения персонажа влияют на него и всех вокруг него.
Конфликт поколений, проблема “отцов и детей” в сериале тоже есть, пусть и не на первом плане. Отец Марата, вечно отсутствующий в его жизни, то вдруг появляется пьяный, то пускается в пространный монолог разочарованного родителя: «Чем я заслужил звание «отец бандита?». Не менее красиво показана ветка и с матерью Андрея. По мнению старшего поколения, у детей «было все», но они все равно встали на кривую дорожку. То есть, родители просто не могут понять, что привело к подобным решениям их детей.
Исполнение
Актерская игра - шикарна.
К сожалению, в российских сериалах про подростков часто видно игру актеров. Мы видим, как актер совершает действия или использует мимику, чтобы “сыграть персонажа”. Но здесь, в Слове пацана, мы видим самих персонажей. Актеры, даже не будучи сами из Казани, играют татар, да так, что сразу верится.
Петербуржец Антон Васильев исполняет роль милиционера Ильдара (то есть, казанского татарина), Анна Пересильд, москвичка, исполняет роль Айгуль (то есть, татарской девочки), а вот Рузиль Минекаев, исполняющий роль Марата, вырос в Казани.
Частный пример - походка Кащея. Никита Кологривый, даже по словам Гараева, прекрасно воспроизвел эту походку, он ходит так, как ходил бы человек оттуда. На что актер говорит:
Этого персонажа мне было сыграть легко. Я и так этот Кащей, что мне там играть? Я вырос в этих местах. Вы это прекрасно видите в сериале, кто действительно знает, что такое эта жизнь, а кто играет в то, что знает эту жизнь.
Каст превосходный, но дело даже не только в нем, а во всей совокупности мелких деталей, которые создают этот мир Слова пацана.
Поражает внимание авторов к деталям, к предметам интерьера и одежды того времени. Подростки носят кепки, свитеры, спортивные костюмы и меховые шапки, в милиции работают на стареньких офисных компьютерах, в кинотеатрах показывают фильмы того времени. Быт воспроизведен досконально, включая и технику, и продукты питания.
Вся работа художников по костюмам в сериале заслуживает внимания, но модным, ярким представителем стиля является Марат. Основная его одежда в сериале - это олимпийка, свободные спортивные штаны с лампасами и шапка.
Шведская стенка в комнате Марата, пацанская качалка в подвале, интерьер квартир, - художники складывали исторические справки и фотографии из времен, когда разворачиваются события сериала.
В отделении милиции Ильдар показывает Андрею компьютер Atari, на котором Андрей играет в Yie Ar Kung-Fu — популярный файтинг, выходивший также на приставках Dendy. В одной из сцен Зима несет на плече портативный кассетный магнитофон. А между делом ребята жуют жевательные резинки Turbo. Именно на одном из вкладышей в такие жвачки Марат увидел мотоцикл Ducati, который покорил его сердце.
Ручная камера и большое количество крупных планов переносят в то время. Ручная камера трясется на многих моментах и делает картинку более живой, создаёт некий эффект документальности. А рваный монтаж с резкими, дёргаными склейками добавляет в диалоги динамику и юмор. Жестокие драки показаны динамично на фоне звучит быстрый саундтрек, а камера активно бегает вокруг бойцов.
Сериал «Слово пацана» выглядит предельно достоверно. Почти как документальные короткометражки, выпущенные в Казани 1987-го и посвященные той же теме, фрагменты одной из таких Крыжовников, кстати, для наглядности вставил во вторую серию.
Я конечно в том времени не бывала, как вы можете увидеть по моему возрасту, но по поводу сериала общалась с людьми, которые как раз были школьниками в то время (это ровно поколение моих родителей). И все как один утверждают, что атмосфера передана превосходно, хотя многим вспоминать ее просто не хочется. В соц сетях повсюду высказывания в формате “да, так и было”, поэтому художникам по интерьерам и костюмам просто огромный респект.
Что по итогу?
По итогу, шикарно раскрытая идея, шикарно показанное время, шикарно прописанные герои и актерское их исполнение. Прекрасно показан человек, ведь задача кино, в большой степени, - показать человека, его судьбу, его натуру, а уже в какой период времени и в каких обстоятельствах - вопрос второй. На это играют и шикарно прописанные ветки персонажей, переплетающиеся друг с другом, определенная честная жестокость, постановка кадра и динамика произведения. Еще и шикарная работа по воспроизведению духа того времени.
Крыжовников побуждает тех, кто там был, вспомнить болезненное и сложное, кто не был - представить себя на месте этих персонажей и сделать для себя какие-то выводы. Определенный посыл у постановщика есть, и способ донесения вызывает ВАУ-эффект.
Поэтому, я бы сказала, что Слово пацана - сильнейший российский сериал нашего времени, который показан к просмотру. Проверено.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал Студии 25 на Яндекс.Дзен https://dzen.ru/studia25, чтобы не пропустить следующие публикации. А также, приглашаю на канал Студии 25 на Ютуб https://www.youtube.com/@studia25 😊
До встречи!