Найти в Дзене
Евгений Барханов

Да и такой ли это подвиг—быть многодетной семьёй?

Оглавление

Желчь в глаза или тихое понимание некоторых - этот удел многодетных. Рассчитывать на государство можно, если есть пробивной характер и свободное время на хождение по мукам, добиваясь положенного. Как-то я писал о чудном предложении наградить нашу семью медалью ордена "Родительской славы". За три дня собрать характеристики на всех членов семьи, в том числе на младшего сына, который ходил в детский сад, а к тому выписки, справки, ходатайства и прочее, прочее... Взглянул я на этот список, вспомнил о трёх днях и отказался. Есть у меня и Правительственные награды и общественные и ведомственные, хватит наверное, чтобы носиться язык на плечо, добывая весь ворох.

«Вам государство вообще в принципе ничего не должно. Вам должны ваши родители, которые вас родили. Государство не просило их вас рожать, если мы будем идти от истоков», - сказала бывшая директор департамента молодежной политики Свердловской области Ольга Глацких.
«Вам государство вообще в принципе ничего не должно. Вам должны ваши родители, которые вас родили. Государство не просило их вас рожать, если мы будем идти от истоков», - сказала бывшая директор департамента молодежной политики Свердловской области Ольга Глацких.

Нет, так просто от меня не отказались и следующим звонком известили о денежной выплате к награде. Что же, хорошо. На то время в карманах гулял ветер и деньги были очень нужны семье... и я пошёл на старт. Три дня круговерти. Выдохнул, когда представил в Управу Алексеевский всё, что требовалось для представления нашей семьи к награде.

И тишина... Через полгода я уточнил в Управе, подгоняемый родными, которые мысленно разложили премию по своим карманам, что с наградой и когда?

Выяснилось, что по статуту награды пятому ребёнку должно было быть на момент подачи документов 5.5 лет полных. Не хватало два месяца. Ну и ладно, сейчас-то уже 6 лет! Нет! Разнарядка ушла. А когда будет?

- А кто их знает! Посчитайте сами: Москва даёт в год 1-2 награды. В Москве десятки тысяч семей от пяти детей.

- Спасибо родные за заботу!

Прошло десять лет и ни разу я не пытался повторить попытку от слова "пытка" - подать документы на медаль ордена "Родительская слава" и на вопрос Главы управы Алексеевский, когда четвёртая дочь стала чемпионкой мира: не хотим ли мы податься на награду? - я ответил, - если достойна семья - дайте, я устно заявляюсь об этом. Писать просьбы, бегать по кругу что-то собирать, доказывать, уговаривать - не буду. Награда тем и хороша, что ты её не вымаливаешь, а заслуживаешь. Сегодня с этим проблемы, несмотря на призывы Президента Российской Федерации. Формализм и очковтирательство, как было - так и присно...

Предыдущую статью о проблемах многодетных семей прочитали тысячи людей и оставили сотни комментариев.

Разбирая архив газеты ПРАВДА за 1988 год, обнаружил опубликованные письма читателей, отзывающихся на статью о многодетных семьях. И что Вы думаете? Ничего не изменилось! С той разницей, что мы знаем по истории, что в 1991 году Советский Союз перестал существовать.

Статья опубликована в газете ПРАВДА четверг, 25 февраля 1988 года:

«Материнские письма»

Скажу откровенно: многодетные матери вызывают у меня лично раздражение. Пишут, жалуются, требуют. Все им мало: к магазинам их прикрепляют — о продуктах думать не надо; и квартиру платят порой со скидкой; детский сад предоставляют их детям бесплатно. Теперь еще на очереди их вперед пропусти, у них, видите ли, дома дети. А у меня разве нет детей? Тоже даое. Но я работаю, я полезный для общества человек, а не иждивенка на шее государства. Многодетная же мать чаще всего дома сидит, только детьми и занимается.
Да и такой ли уж это подвиг—вырастить пятерых детей? Подсчитайте, сколько она лет не работает, а на пенсию-то уйдет в пятьдесят. А больничные листы! Пока эта мужественная женщина растит своих пятерых, за нее на заводе я и мне подобные отрабатывают. Н. ВЕЦАЛО. г. Хабаровск.
-2

«А зачем вам это?»

Огромное спасибо вам за то, что напечатали этот откровенный разговор именно не первой странице. Ведь сколько лет на открытии газеты — только о производстве, исключительно о производстве. И вдруг на месте передовой статьи—о таком личном и так для многих наболевшем и громко, ясно, вслух! Да, нас, женщин, многое сегодня тревожит: и колготок детских не хватает, и теплых сапожек, и лекарств нужных. И все же это не главное. Можно в конце концов наладить выпуск того и другого. А вот как поднять престиж материнства? Как добиться, чтобы дочери, сыновья наши уже сегодня видели, что общество гордится, восхищается женщинами, желающими, умеющими растить не одного-единственного (чаще, увы, эгоиста), а хотя бы трех-четырех детей?
Вопрос, поверьте, для маня не праздный. У нас с мужем двое. Решились на третьего. Реакция родителей: «Вы что, ненормальные?» Реакция на работе —думала заранее предупредить администрацию, чтоб подыскали замену. «Дура, зачем? Тебя же так ценят как работника! Менять призвание на пеленки?!». Надеялась, что хоть в женской консультации меня поймут, но и здесь услышала: «А зачем вам это?» Меня не пугают финансовые трудности: знаю —они будут, и не малые. Не страшат пеленки и бессонные ночи. Все это перенесу. Но как выстоять перед общественным мнением?
Пожалуйста, продолжайте разговор о материнстве. Может, тогда реже будут звучать в одном ряду слова «ребенок» и «глупость». Фамилию свою, по понятным соображениям, сообщаю только редакции. Т. Л. г. Псков.

Неприлично постоянно ходить в «интересном положении»

Феномен отношения к многодетности я бы не стал объяснять лишь вчерашним «неблагополучным днем». Нас у матери, скажем, было восемь. Помню, как интеллигентные тетушки в моем присутствии (малыш, мол, все равно ничего не понимает) объясняли маме, что нехорошо, некрасиво, неприлично постоянно ходить в «интересном положении». Помню сдержанную улыбку мамы в разговоре с тетушками, словно она с глупенькими разговаривала. Понимаете суть этой материнской позиции? Ведь я своим детским умишком понимал: мама не себя моё право на жизнь так утверждает, что я должен был жить на свете — и живу. Осознавала она это или нет, но производило это неизгладимое впечатление. Страшно подумать, с каким бы настроением и мы росли, если бы матери наши по каждому поводу нервничали, виноватили всех и каждого вплоть до общества и государства.
Как бы совершенно ни была организована помощь семье, мать всё равно берет на себя тяжелый труд. А. ЯКОВЛЕВ. г. Москва.
-3

Чего, мол, тебе еще?

Все, что написано в вашей статье, прямо обо мне. Мой пятый ребенок буквально выстрадан мною. Чего только не говорили мне в глаза и за глаза. А я спала и видела, как кормлю, пеленаю, прижимаю к себе нежное родное тельце. И вот родилась дочка —Светик. Я была счастлива. Дочурке исполнился годик. Работала я тогда на заводе. Работа очень нервная, но в коллективе ко мне относились хорошо.
И вот прибегаю как-то в перерыв домой—дома как раз затеяли ремонт, а мои такие торжественные! И во всю стенку побелкой: «Поздравляем нашу маму!» Я удивилась, а муж подает открытку: приглашают в исполком за наградой. Девчата на работе говорят ты, мол оденься получше да причепурись, там ведь торжественно будет.
Прихожу в исполком. Хожу по зданию, кабинетов много никого не вижу. Наконец идет по коридору женщина. Показываю ей открытку. «А,—говорит,—это ко мне». Заходим в кабинет, открывает она стол, долго роется в конвертах. Вытаскивает медаль, удостоверение и... смотрит на меня с эдаким любопытством. Чего, мол, тебе еще? Пришла домой в слезах. Муж, дети едва меня успокоили.
Сколько лет прошло, а обида, боль остались. Да можно ли обижать матерей таким «награждением»? А. ЛУПИШ. г. Харцызск, Донецкая область.
Орган Центрального Комитета КПСС, газета ПРАВДА, № 56 (25408) четверг, 25 февраля 1988 года.
Орган Центрального Комитета КПСС, газета ПРАВДА, № 56 (25408) четверг, 25 февраля 1988 года.

Был в мастерской художника-мозаиста. Семь детей, молодцы! Справляются как-то. Работают вдвоём. Старшие за младшими... и за помощью к государству не обращаются, уже поняли, что легче так, по-старинке.