Найти тему

Митриполит Владимир (Иким): что нужно делать, чтобы отношения между мужем и женой стали счастливыми?

Оглавление

Блаженств Христовых причастницы,
честнаго супружества и попечения
о чадех добрый образе…

Из тропаря прпп. Кириллу и Марии

Митрополит Владимир (Иким) (1940) - архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский, кандидат богословия, настоятель храма апостолов Петра и Павла в Карловых Варах (1978), настоятель подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах (1979).
Митрополит Владимир (Иким) (1940) - архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский, кандидат богословия, настоятель храма апостолов Петра и Павла в Карловых Варах (1978), настоятель подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах (1979).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Молодая, горячая вспышка чувств — это только встреча, узнавание. Сама любовь, дело и труд любви, с венчания начинаются.

Прекрасно, что Сам Христос присутствует на браке, потому что где Христос, там все обретает достоинство и вода претворяется в вино, — говорит святитель Григорий Богослов.

Да, лишь когда Господь благословляет брак, сладкий сироп земной влюбленности может превратиться в сладчайшее вино любви — не выдыхающееся и не портящееся, но становящееся все лучше с годами. Только нельзя забывать, что это земное чудо — дар Бога Всещедрого.

Тайна зарождения любви

Тайна зарождения любви — внезапное прозрение в другом человеке красоты невыразимой, неповторимой, неисчерпаемой. Это прозрение всегда истинно: ведь в каждом сокрыт образ всесовершенной красоты Божией. Каждый человек, увиденный глазами любви, представляет собой чудо — живую икону Всевышнего. Так христианский брак является приобщением к Божественной красоте — ежедневным чудом, которое не может наскучить.

По слову святителя Иоанна Златоуста, красота телесная через привычку становится обыкновенной, а красота души на каждый день обновляется и больший возжигает к себе пламень.

И вот дело и труд любви: в искаженном земном мире, превозмогая душевные немощи и несовершенство земной оболочки друг друга, хранить и возгревать в себе сознание однажды открывшегося чуда, взаимное изумление. Такое возможно только при благодатной помощи Божией.

Создавая первую женщину из ребра Адама, первого мужчины, Бог сказал: Не хорошо быть человеку одному.

В совершенной любви между мужчиной и женщиной, в этой наиболее доступной для человеческих существ взаимной близости открывается путь к всесовершенству Любви Божественной. По Промыслу Господню, это как бы “заманивание”, воспитание людей для Вышнего. Ведь любовь и есть та наука наук и искусство искусств, которые вводят человека в Небесное Царство — величайшую семью Бога Любви.

Любовь требует веры

Любящие научаются видеть и любить образ Божий, Бога друг в друге.Взрастивший в себе совершенство любви брачной, расширяя это чувство, возносится до всеобъемлющей любви к подобным себе детям Света и, наконец, к высочайшей любви ко Вселюбящему Создателю всех и всего — Отцу Небесному. Но этой Божественной “школой” еще не исчерпывается смысл брака как тайны и Таинства.

Бог есть Пресвятая Троица, в полноте своего внутреннего бытия наслаждающаяся всесовершенной Любовью — непостижимым единением Трех Ипостасей. Словом Господним: не хорошо быть человеку одному — мужчина и женщина, разные по природе человеческие существа, предназначаются к взаимному дополнению, призываются к “двоичности” — человеческой мере приобщения к Троическому блаженству Божества. Это подобно сдвоенному лучу, которому дарует совершенство Светоподающая Троица, принимая его в Свои объятия.

Освящая Таинство Брака, Господь незримо подает супругам Свою всесильную защиту от козней вселенской злобы, старающейся осквернить и разрушить человеческую любовь. В падшем мире благодатный брак позволяет преодолеть одиночество — дух распада и вражды, которым диавол заразил соблазненное им человечество. В противостоянии этому гибельному разложению мира и заключается смысл того, что супруги друг для друга — единственны. Этот их выбор, сделанный свободной (или даже чем-то сторонним обусловленной) человеческой волей, делается раз и навсегда.

В старину браки нередко заключались по выбору родителей: не порывами неопытной юности, а зрелым умом старших создавались супружеские пары. И такие семьи порой оказывались крепче и прекраснее, чем явившиеся из самой страстной влюбленности. Эти союзы строились в послушании родителям и Господу, в готовности увидеть красоту дарованного тебе человека и полюбить его как дар Божий.

Любовь требует веры. Без нее слышится малодушная и маловерная клевета падшего Адама на Самого Бога, якобы “давшего ему плохую Еву”. По слову святителя Кирилла Иерусалимского, на вере утверждается супружеский союз, когда прежде чужие друг другу люди взаимно предаются друг другу. Если человек мечется по миру в поиске и смене “любовей” (то есть влюбленностей, страстей и похотей), он не только не создает благодатного единства «двоицы», но и дробит собственную душу на множество осколков. Это служение разрушителю-сатане, а отнюдь не заповеданный Богом путь единения в любви.

В Таинстве Брака Господь дарует, вверяет и доверяет одно человеческое существо другому. Выход из-под этого благословенного покрова — предательство по отношению к Богу и ближнему — поругание дара Божия и надругательство над душой доверенного тебе человека. Супруги один для другого становятся призванием свыше: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Созерцание друг в друге живых икон, образов Божественной красоты, для супругов должно стать не просто любованием, а призывом к деланию. В искаженном грехопадением мире сокровенный пресветлый образ замутнен и затемнен: каждый имеет свои слабости и недостатки, подчас даже пороки. Об этой печати первородного греха, лежащей на каждом из нас, необходимо помнить, чтобы избежать очарования, за которым естественно последует разочарование. Нередко молодые супруги ищут друг в друге только прекрасных принцев и принцесс, предъявляют друг ко другу неисполнимые идеальные требования, забывая о собственном несовершенстве — так вносятся трещины в брачный союз.

Каждый должен помнить о своем недостоинстве — тогда во взаимном смирении супруги могут помочь друг другу проявить лучшие сокровенные черты, явиться в изначальной Богозданной красоте души. Это делание можно назвать взаимной “реставрацией” живых икон, доверенных Всевышним. Еще более точно это можно сравнить с родами: каждый любовью возрождает другого в его пресветлой сущности — это общее и взаимное “рождение двоицы свыше” к блаженному единству, восходящему в Царство Божие.

Исполнение закона Христова, святого закона любви, — в несении немощей друг друга. Недаром на Руси издревле слова любить и жалеть произносились на одном дыхании. Истинная любовь немыслима без милосердия, сострадания, готовности к самопожертвованию в служении любимому. Только жаление и родственное ему чувство — нежность, а отнюдь не чувственные страсти могут стать скрепой настоящего союза, не страшащегося времени.

Милосердная любовь умеет прощать, забывает темные мгновения и бережно хранит в памяти только светлые мгновения прожитых лет. Милующая любовь не слабеет, а растет с годами, и даже морщины возраста на любимом облике вызывают умиление. Да, эти “взаимные роды”, это несение немощей своего избранника, это жертвенное служение любви порой оказывается мучительным, однако этот труд вознаграждается изумительной формой земного счастья, восходящей в вечность.

Честной брак (сдвоенная дорога в Горняя), как и монашество (прямой и высочайший путь к Небесному Отцу), в Православии именуется подвигом. И брачный подвиг, вершащийся в служении любимому человеку как живой иконе, невозможен без твердой веры в Первообраз — в Бога Живого.

Бог есть Источник жизни, Источник Любви живой, нестареющей, бессмертной. В самом чувстве любви заложен порыв к вечности: это святое чувство противоборствует понятию конца, не желает признавать для себя возможность смерти. Уже в полудетских объяснениях юных влюбленных звучит: “Я люблю тебя навсегда”, — и в этом лепете неопытных сердец есть прозрение высочайшей истины.

Но бессмертие любви — в вечности Божией. Поэтому, хотя нехристианские семьи могут казаться благополучными и даже счастливыми, они всегда таят в себе ущербность, внутренний трагизм. Это уровень приземленной душевности, а не высокой духовности; обреченная на крах попытка свести Небо на землю. Не случайно счастье любящих поэты называют райским: совершенна была любовь Адама и Евы в раю до их грехопадения. Любовь — чувство небесного происхождения; если люди забывают ее Дарителя, Бога Вселюбящего, их любовь становится смертной и исчезает в прахе земном.

Христианское супружество — это сдвоенная жизнь с Богом и в Боге. Это таинство единения духовного, душевного и телесного, освященного Самим Господом: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно. Освящается все: труд ради прокормления семьи, бытовые хлопоты, супружеские ласки — по слову апостольскому, все чисто для чистого. Такой брак становится священнодействием, ибо все в нем совершается во имя любви, а значит, во славу Вселюбящего Бога.

Разумеется, постоянно хранить такую высоту отношений — это выше слабых сил человеческих. И окрыляется брак молитвой, прошениями к Всемогущему Создателю о благодатной помощи. И осветляется брак молитвой, благодарениями верных детей Небесному Отцу за дарованное им счастье взаимной любви. Так создается малая церковь, домашний храм — семья становится домом Божиим. По обетованию Господню, где двое собраны во имя Христа Спасителя — там и Он посреди них.

Опасности в законном, венчанном браке

Однако даже в законном, венчанном браке существуют опасности от языческих соблазнов. Первый — это “наслажденчество”: когда супруги ждут друг от друга только телесных удовольствий или душевного уюта. Такое принижение Таинства искажает брак, оставляя его на уровне греховной связи падших созданий. Подобный союз непрочен — может разрушиться от любой боли, может омертветь от времени и пресыщения.

Лишь стремление к духовному единению и готовность к жертвенному служению делают брак христианским. От второго вида соблазна предостерегал святой Апостол Павел: когда угождение женщине становится выше угождения Богу. До крайних пределов это извращение доходило в рыцарском культе — поклонении прекрасным дамам, распространенном на средневековом Западе. Творение из женщины кумира — это культ падшей Евы, разжигающий в женщинах ненасытную гордыню и приводящий к самым пагубным последствиям.

Такая языческая попытка опрокинуть Божественную любовь на землю, предпочесть создание Создателю — была одной из главных причин грехопадения Адама, съевшего плод, который дала ему жена.

Опасности искажения сущности брака точно определяет святитель Филарет Московский: Кто любит жену свою больше Бога, тот идолопоклонник, кто любит ее по одному любострастию, тот прелюбодей, а кто любит ее как Христос — Церковь, тот супруг христианский.

В Священном Писании к человеческому браку приложено высочайшее уподобление — образ союза Христа и Церкви. В свете этого образа становится понятно различие брачных призваний мужчины и женщины, ведущее к семейной гармонии.

Муж — духовный глава, кормилец и податель благ, защитник от злобы внешнего мира; жена — устроительница домашнего очага и воспитательница детей: Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви — в этой евангельской заповеди нет ничего унизительного для женщины. Не унижает ведь изящного оленя сознание того, что он не могучий лев. Не в битвах и на торжищах, а в нежности супружеской и величии материнства раскрывается вся красота женской души.

Недаром в первохристианские времена даже язычники изумленно восклицали: “Какие женщины у христиан!”.

Целомудрие и милосердие, верность призваниям жены и матери были той проповедью, которую женщины-христианки обращали к миру.

Нарушение заповеданной Богом семейной иерархии — стремление жены главенствовать (стать, по сути, мужеподобной) и попустительство этому со стороны мужа (его женоподобие) извращают брак. Мужчина сотворен более сильным, и он должен править семьей, но не насилием, а снисхождением и самоотверженной любовью — подобно тому, как Спаситель принял Крест ради утверждения Церкви.

И ту же верность и преданность, какой проникнута Святая Церковь ко Христу Господу, должна питать жена к своему супругу. Так мощь и разум мужской природы сочетаются с изяществом и нежностью природы женской, сливаясь в дивное брачное единство ‑воплощение Божественного Домостроительства, предназначившего мужчину и женщину друг для друга. Так в человеческом союзе двух любящих начинают сиять черты союза богочеловеческого.

Полноту жизни и радости дарует супружество, благословенное Всевышним. “Песнь песней” — ликующий гимн человеческой любви в Библии — стал образом любви Небесной: О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные. О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен! и ложе у нас — зелень… Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне… Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее.

Неосвященный брак беззащитен. Без благодатного покрова Божия домашний очаг доступен и тлетворным внешним ветрам, и внутренней порче. К сердцам супругов, не охраняемых благодатью, приражаются демонские внушения: ревность, гнев, раздражение, уныние, скука, — чувства, разрушающие любовь. Извне вторгаются нечистые впечатления и соблазны, чужая злоба и зависть: мир, лежащий во зле, стремится растоптать любовь. Подвиг честного брака — от юности до кончины пронести взаимную любовь в чистоте и умножающейся красоте — возможен только в лоне всемогущей Божественной любви.

Подвиг создания домашней малой церкви является сейчас одним из важнейших, возможно, и самым главным для православных мирян. Никакие внешние громкие дела: ни благотворительность, ни милостыня, ни политический “патриотизм” — не заменят этого тихого, насущного для всей Русской Церкви делания.

По слову апостольскому, верный должен уметь любить человека, которого видит каждый день, иначе он лжет, когда говорит, что любит Незримого Бога. Без живой, Господом заповеданной любви к самым родным и близким людям и выполнение церковных обрядов, и посты, и молитвы, и высокие духовные порывы останутся пустым фарисейством, ложью. Во имя спасения собственной души и душ ближних, во имя спасения родины призваны православные супруги вершить подвиг честного брака.

Как зеницу ока надобно беречь сокровище домашних очагов. Всей силой смиренной и милующей любви должно делать это. Разорение домашней церкви есть поругание храма Божия. Нельзя допускать не только разрыва, но и омертвения взаимного чувства. Нужно пробуждаться душою друг ко другу, научиться сквозь все наслоения, недостатки, даже пороки вновь и вновь прозревать в своем избраннике святой и прекрасный образ Божий. 

Не судить и казнить друг друга призваны двое любящих, а помочь возлюбленному освободиться от сетей, которыми опутала его вселенская злоба, и просиять в Божественной красоте. Нужно помнить, что каждый человек — это чудесное творение Всевышнего, нужно уметь любоваться им и возвышать его милосердной любовью.

Трудно бывает супружеское служение, часто требует оно великого терпения, кротости, самопожертвования. Но этот труд вознаграждается сторицей. Среди мирской злобы почти невозможно выстоять в одиночку. (Немногих призывает Господь к прямому служению Себе, на путь иноческий, а без призвания свыше нельзя человеку браться за этот тяжелейший крест — он только надорвет свои душевные силы.) Твердой опорой на жизненной дороге к Небесам является для любящих супругов священный союз двоицы.

Так и под леденящие ветра мира выходит человек одетым в тепло семейного очага, и возвращается из мутного моря житейщины на домашний остров благодати, и удваиваются его силы в перенесении бед и скорбей.

Недаром поэт Новалис заметил: Я верю лишь вдвоем. Благо тому, чей дом стал малой церковью под покровом Всемогущего и Всемилостивого Создателя.

Источник: Азбука.ру

Если статья Вам понравилась - не забывайте ставить 👍👍👍 и подписываться на канал «Венчание Православное»