После январских каникул в Театре на Спасской начались репетиции сразу двух новых спектаклей.
Премьера первого - «Прощание с Матёрой» - запланирована на 1 марта. Спектакль по повести Валентина Распутина ставит Кирилл Заборихин - режиссёр, с которым город познакомился год назад на лаборатории «Избранное» и чья версия «Последних дней Базарова» по тургеневской повести стала одним из главных событий этого театрального сезона. Главную роль в новом спектакле сыграет заслуженная артистка России Татьяна Махнёва. В январе актриса отмечает свой 70-летний юбилей. Эта значимая дата - повод ещё раз признаться ей в любви, поблагодарить за те минуты зрительского счастья, которые она нам дарила и дарит, и поговорить об актёрской судьбе, такой насыщенной, такой богатой.
Без двух лет полвека служит Татьяна Махнёва в своём единственном и любимом театре - Театре на Спасской. Она пришла сюда сразу после окончания Ярославского театрального училища. Работала с Алексеем Бородиным, Александром Клоковым, Борисом Павловичем, со многими приглашёнными режиссёрами. За эти 48 лет - больше сотни ролей.
Но что расскажут нам о ней эти цифры? Красивые и значимые, но, как все цифры, холодные и немного бездушные, что ли. А ведь за каждой из них - сложная и напряжённая творческая работа. Репетиции. Бессонные ночи. Быть может, и слёзы. Но не спросишь, не уточнишь.
Татьяна Дмитриевна, как многие артисты старшего поколения, не любит говорить о себе. Её не уговоришь на интервью. И вся сложная внутренняя творческая «кухня» остаётся скрытой от мира, от зрителей. Всё - через сцену. Через созданные образы, судьбы, характеры. Там, на сцене, в свете софитов, - берите. Всё, что можете почерпнуть, прочитать, увидеть, почувствовать, - всё ваше. Берите!
И мы, те, кто сидит в темноте зрительного зала, вновь и вновь замираем, почти не дышим, когда смотрим на её фрёкен Бок в «Подлинной истории…», на Анни в «Человечном человеке», на миссис Бентли в «Вине из одуванчиков». И плачем, и аплодируем, и пишем восторженные отзывы.
- Это её роль. Её триумф! - так отозвался один известный блогер города о работе Татьяны Дмитриевны в «Подлинной истории фрёкен Хильдур Бок, ровесницы века» по пьесе Олега Михайлова. Эта читка открыла в 2020 году на экспериментальной сцене театра проект режиссёра Егора Чернышова «Монологи».
Почти три года зрители театра слушали пронзительный, трогательный, смешной и страшный рассказ домомучительницы о своей жизни. Слушали с благодарностью и восторгом. А потом на смену проекту пришёл новый. И он тоже начался с участием Татьяны Дмитриевны: она сыграла роль бабушки в спектакле режиссёра Оксаны Погребняк по пьесе Дарьи Слюсаренко «Семью восемь». Билетов на него не купишь вдруг: их разбирают сразу, буквально за несколько часов. Зрительский успех невероятный. И Татьяна Дмитриевна в этой роли невероятна. Когда её героиня в финале в белоснежной ночной рубахе смотрит на внучку глазами, полными слёз и боли, в зрительном зале, кажется, вовсе перестают дышать.
Театр устроен так, что спектакли сменяют друг друга быстро. Кто из зрителей сегодня вспомнит «Отрочество» по Льву Толстому? А ведь, кажется, только-только шёл в репертуаре. Одна из самых сильных сцен в спектакле - приезд к бабушке Иртеньевых. Сыграла эту роль, конечно, Татьяна Дмитриевна.
На X Международном театральном фестивале «Коляда-Plays» в 2016 году в Екатеринбурге театральные критики особенно отметили эту актёрскую работу и долго говорили о том, как повезло театру, если в нём есть такие актрисы. А в одной из рецензий на премьеру об этой сцене писали так: «Этот эпизод, один из немногих в новой постановке, решён в традициях психологического театра. Сгорбленная, в трауре фигура бабушки. Рука, которой она ласкает лицо внука. И слова, обращённые вдруг не к Николеньке, а к умершей дочери, переходящие в истерический хохот».
Или вот «Человечный человек» по пьесе финского драматурга Сиркку Пелтолы, спектакль не с самой удачной сценической судьбой. Он был поставлен в 2018 году. Его много за что ругали, и шёл он совсем недолго, но ролью Анни - её, конечно, сыграла Татьяна Махнёва - восхищались, кажется, все. Эпизод! Роль третьего плана. Но как сделана! И опять удалось не просто показать образ и характер, но - человеческую судьбу очертить. В группе Театра на Спасской в соцсети «ВКонтакте» незадолго до премьеры писали, какое же счастье и удача - наблюдать за рождением таких ролей и следить за репетициями спектакля и за работой актрисы: «Точно найденная деталь, живая подробность, жест, интонация, пауза - всё работает на персонаж. И вот уже не придуманный драматургом герой, а живой человек ходит по пустой своей квартире, где даже электричества нет».
На работу Махнёвой в «Вине из одуванчиков» - спектакль Ирины Брежневой по Рэю Брэдбери - зрители ходят смотреть по несколько раз. Каждый раз ты и смеёшься, и плачешь, когда её героиня пытается доказать детям, что тоже была маленькой девочкой.
Спектакли рождаются и уходят. Один сезон сменяет другой. И уже не вспомнить того, что было совсем недавно. Что уж говорить про давнее? О Миледи в «Трёх мушкетёрах», об Анни Салливан в «Сотворившей чудо», о «Снегурочке» Александра Клокова, поставленной в 1983 году, о Ставрогиной в «Бесах» по Достоевскому, о Кормилице в легендарном спектакле «Ромео и Джульетта»? И о многих, многих, многих других ролях.
Человеческая память быстро стирает впечатления. Даже если спектакль нам очень понравился и мы смотрели его много раз, пройдёт совсем немного времени - и останется только тень. Это не книга, не картина. К спектаклю ты не вернёшься непосредственно, а видеозаписи, конечно, лишь освежают впечатления в памяти, но не передают их. И вот уже новый юбилей актрисы буквально на днях. Время мчится неумолимо. Банальность, да. Но такая банальность, которой мы не можем ни избежать, ни отменить. И всё, что остаётся, - радоваться, что такая артистка продолжает оставаться востребованной. А это значит, что впереди будут новые роли и спектакли.
Кроме спектакля «Прощание с Матёрой», в котором Татьяна Дмитриевна начала репетировать роль старухи Дарьи, скоро будет новая лаборатория: в феврале в театре вновь пройдёт «Разбор вещей», посвящённый памяти Михаила Угарова. В этом году темой лаборатории стали «Предлагаемые обстоятельства», а творческим командам, состоящим из драматурга и режиссёра, предложено написать пьесу для артистов старшего поколения. Так что один из трёх эскизов будет создан специально для Татьяны Махнёвой. Работать над ним будет драматург Владимир Зуев из Екатеринбурга, а режиссёром станет Ксения Самодурова. Две новые роли к юбилею - отличный подарок актрисе, бесконечно влюблённой в свою работу и в театр.
Софья Линёва.
Фото из архива театра.