Сотрудник полиции, устроивший бойню на станции метро «Рязанский проспект» в 2019 году, по приговору Мосгорсуда проведет в колонии строгого режима 19 лет из 22, запрошенных обвинением. За покушение на жизнь троих полицейских и получение взятки от мигранта Алексею Смирнову грозило пожизненное заключение. Однако суд присяжных не подтвердил обвинение во взятках, а из списка пострадавших исключил одну предполагаемую жертву. На окончательное решение Мосгорсуда повлиял вердикт непрофессиональных судей, считают опрошенные юристы.
«Известия» рассказывают историю Алексея Смирнова.
Убийство в Московском метрополитене: как это было
Бывший прапорщик Алексей Смирнов, застреливший на станции Московского метрополитена «Рязанский проспект» сотрудника ОСБ Максима Веялко и тяжело ранивший подполковника Алексея Лимонова, проведет в тюрьме 19 лет.
Первую треть наказания Смирнов будет отбывать в тюрьме, остальную часть — в колонии строгого режима.
Вечером 18 сентября 2019 года в наземном вестибюле станции метро «Рязанский проспект» находящийся на службе прапорщик Алексей Смирнов остановил гражданина Узбекистана Фархада Хаитова, чтобы проверить документы. Тот признался, что у него их при себе нет.
Полицейский отвел пассажира в сторону, пообщался с ним и вернулся на место. Затем Хаитов вновь подошел к нему и передал предмет, который прапорщик убрал в карман. Через полчаса к Смирнову подошли сотрудники ОСБ Максим Веялко, Алексей Лимонов и Руслан Тростянский. Они отвели его в комнату полиции и потребовали выложить содержимое карманов на стол. Среди личных вещей оказалась пачка бумажных салфеток, в которую была вложена тысяча рублей.
Сотрудники ОСБ пытаются задержать Алексея Смирнова
Когда это обнаружилось, прапорщик выхватил пистолет и выстрелил в Максима Веялко, а подполковнику Лимонову приказал лечь на пол. В этот момент раненый вскочил на ноги и выбежал на улицу. Алексей Смирнов, выстрелив в лежащего особиста, побежал за Веялко и выпустил несколько пуль ему в спину. От ранений полицейский вскоре умер.
На допросе бывший полицейский заявил, что не помнит, как открыл стрельбу. Но подтвердил, что разволновался, поэтому несколько раз выстрелил в сотрудников оперативно-следственной группы, после чего вызвал скорую помощь. Оперативники же объяснили задержание Алексея Смирнова тем, что у них была информация о поборах с иностранных граждан.
После случившегося в отношении Алексея Смирнова возбудили уголовное дело по трем эпизодам посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов (ст. 317 УК РФ), одному эпизоду мелкого взяточничества (ст. 291.2) и одному эпизоду вымогательства и получения взятки (ст. 291).
— Позиция самого Смирнова по обвинениям, связанным со взятками, определенная: «Я не виновен, взяток не брал». А по обвинениям о посягательстве на жизнь: «Не могу выразить своего отношения», — рассказал «Известиям» адвокат обвиняемого Александр Самухов.
По его словам, факт стрельбы Алексей Смирнов никогда не отрицал, но с самого начала утверждал, что его подставили, и настаивал, чтобы эту версию проверило следствие.
— Суду присяжных мы предоставили доказательства невиновности Смирнова во взяточничестве.
На видео не видно передачи денежных средств. Ни салфеток, ни денег в итоге так сотрудниками Следственного комитета и не было обнаружено. Присяжные нам поверили, Смирнова по этому обвинению оправдали, — рассказал Александр Самухов.
Почему не получил пожизненное?
По мнению адвоката, полковника милиции в отставке Евгения Черноусова, если бы бывшего полицейского судил суд общей юрисдикции, он вряд ли избежал бы пожизненного заключения.
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (статья 317 УК РФ) — это пожизненное лишение свободы, добавила член ассоциации юристов России Мария Спиридонова.
Присяжные же посчитали, что обвиняемый заслуживает снисхождения. На что и рассчитывала защита Алексея Смирнова, принимая решение о суде присяжных, убеждена партнер юридической компании «Легес-Бюро» Татьяна Завьялова.
— Подсудимый признан вменяемым на момент совершения преступления. Но, с учетом того что он не был ранее судим, сотрудничал со следствием, давал показания, не скрывался, суд не назначил ему пожизненного наказания, — пояснила Татьяна Завьялова.