Третье место — это общественное пространство, которое не относится ни к дому, ни к работе, но является органичным продолжением образа жизни.
На Московском воркшопе «Больше чем место» команда Pergaev Bureau и самых перспективных студентов-архитекторов разработала собственную авторскую методологию, которая поможет создавать третьи места в любой городской среде.
Результат исследования — интернет-портал «Самобранка». Он, подобно сказочной скатерти, генерирует успешные коммерческие учреждения для развития отдельных районов или целого города.
Что такое SAМОБРАНКА?
«Самобранка» — интернет-портал с встроенными внутренними алгоритмами. С его помощью каждый сможет открыть уникальное «третье место». Платформа поможет рассчитать, что построить на выбранном месте и предоставит выгодные варианты как для общественного пространства города, так и для девелопера проекта.
Алгоритм для проекта разрабатывали с учетом особых принципов: любое третье место должно быть мобильным, разворачиваться и сворачиваться в зависимости от городского контекста площадки, социального запроса и возможностей города.
Площадь Хамовники, Москва
Для тестирования алгоритма проекта выбрали площадь в Московском районе «Хамовники».
Это не самый благополучный участок — пустое транзитное пространство между исторической станцией метро «Спортивная» и МЦД. Из всевозможных третьих мест алгоритм остановился на выборе яркой районной площади, наполненной событиями и эмоциями.
Прочие визуальные решения показываем в полной версии материала.
Команда исследователей определила:
- Границы участка, общую и потенциальную коммерческую площадь.
- Количество человек в час, проходящих через станцию станции метро.
- Потенциальное количество человек, следующих транзитом на электричках.
Проект в Хамовниках уникален новым подходом собственников к общей территории. Команда предложила ретейлерам и рестораторам распределить инвестиции не только на коммерческие объекты строительства, но и организовать благоустройство вокруг этих объектов. Получилось взаимовыгодное сотрудничество — девелопер берет на себя благоустройство транзитной площади, а взамен получает покупателей, которые начнут проводить время на площади. Как следствие — посещать коммерческие объекты ритейла и гастрономии.
Подробнее с концепцией проекта по созданию третьих мест в любой части России и мира можно познакомиться на нашем сайте.
Экономика проекта
При разработке Sамобранки команда большое внимание уделяла экономической стороне проекта. Наши архитекторы вместе со студентами рассчитали эскизную бизнес-модель и убедились в том, что проект может приносить прибыль. Ниже мы прикрепили подробные экономические модели. Можете посмотреть — на слайдах указаны очень небольшие сроки окупаемости третьего места как для девелопера, так и для арендаторов.
Во время разработки проекта высчитывали коммерческий потенциал территории, определяли функциональное наполнение и его коммерческую выгоду, формировали сценарии досуга по типам аудитории и составляли план масштабирования. Показываем в схемах в полной версии материала.
Принципы, лежащие в основе алгоритма
Для того, чтобы концепция легко масштабировалась, мы выделили 9 принципов разработки. Они позволят любому «третьему месту» прижиться даже на самой неблагоприятной территории:
1. ПРИНЦИП ПРАЗДНИЧНОСТИ
Место должно нести положительные эмоции. На нашей площади акценты смещены на праздники для детей и взрослых.
2. ПРИНЦИП «МАГИЧЕСКОЙ ЦИФРЫ»
При разработке высчитывается градостроительный модуль. Он складывается из исторически сложившегося шага улиц, «народных» транзитов, сетки квартала и архитектурно-конструктивный шага зданий.
3. ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ
Мы сформировали единую «скатертную» планировочную структуру. Она буквально «ведет» человека по ключевым точкам. Главное в принципе — завести как можно больше людей в центр.
4. ПРИНЦИП «ЗАХВАТИТЕ СОСЕДЕЙ»
Стоит вовлекать в процесс разворачивания третьего места первые этажи существующих зданий и другие предприятия на территории.
5. ПРИНЦИП «ПОДКЛЮЧАЕМ МЕСТО К ГОРОДУ»
При помощи организации событийной карты, систем активностей, «хлебных крошек» — маленьких кафе и магазинчиков — постепенно включаем место в городскую жизнь.
6. ПРИНЦИП РАЗВОРАЧИВАЕМОСТИ
При разработке учитываем возможность масштабирования.
7. ПРИНЦИП «ПЕРЕСБОРКА»
Создаем площадку, которую можно собирать и разбирать по необходимости.
8. ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОЙ КАПИТАЛИЗАЦИИ
Формируем новые социальные связи при помощи организации площадок для локальных и общегородских мероприятий.
9. ПРИНЦИП ФИНМОДЕЛИРОВАНИЯ
Экономику объекта стоит высчитывать заранее, чтобы получить успешный продукт.
Любой объект можно превратить в новую точку притяжения для жителей города. При проектировании учитываются большее количество факторов: климат местности, градостроительный контекст и, конечно, предпочтения горожан. А если у вас остались вопросы — мы с удовольствием ответим на них в комментариях или на нашем сайте!