В определенных условиях граждане РФ могут запросить финансовой поддержки от государства, заключив с ним социальный контракт. Так можно получить средства для обучения, развития личного подсобного хозяйства, поиска работы или запуска собственного бизнеса. Расскажем, как можно получить 350 тысяч рублей от государства на открытие собственного дела.
Понятие социального контракта
Социальный контракт подразумевает предоставление гражданину материальной помощи от государства в обмен на выполнение определённых обязательств. Например, если государство выделяет деньги на образование (получение новой специальности, курсы повышения квалификации), то получатель должен успешно освоить учебный материал и найти работу по специальности. Если поддержка предоставляется для открытия бизнеса, то основная задача получателя – организовать бизнес, приносящий стабильный доход.
Социальный контракт заключается между органами соцзащиты местного уровня и гражданином, доход которого ниже прожиточного минимума. От обычных пособий для малоимущих соцконтракт отличается особым условием: получатель должен использовать предоставленные средства для увеличения своего дохода и строго в рамках озвученных условий.
Использование полученных средств не по назначению является нарушением контракта и ведёт к его расторжению. В данном случае государство может требовать возврата всех выданных средств. К примеру, если гражданин получил 350 тысяч для открытия бизнеса по социальному контракту, а потратил их на погашение долгов, государство сочтёт это грубым нарушением договора и потребует полного возврата средств.
Соцконтракт оформляется в рамках государственной программы «Социальная поддержка граждан», утверждённой Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 г. № 296. Данная программа постоянно обновляется в соответствии с требованиями времени. Например, Постановлением Правительства от 29 июня 2022 г. № 1160 количество выплат по соцконтракту было увеличено: теперь малый бизнес может рассчитывать уже не на 250, а на 350 тысяч рублей.
Виды социального контракта
Виды соцконтракта отличаются сроком действия, размером и периодичностью выплат, и, конечно, обязательствами получателя.
Кто может оформить соцконтракт
Заявление о намерении заключить социальный контракт может подать только гражданин РФ, являющийся малоимущим, либо семья из той же категории.
Малоимущими считаются те граждане, чей доход ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения в соответствующем регионе. При обработке заявок на получение субсидии учитываются доходы за последние три месяца. Статус заявителя при этом не имеет значения: соцконтракт может быть заключён с самозанятыми, предпринимателями, трудоустроенными и безработными гражданами.
Семья признаётся малоимущей, если общая сумма её доходов не превышает прожиточного минимума на душу населения. Расчёт идёт на основании информации за последние три месяца. Кроме доходов, также учитывается наличие собственности: например, если ежемесячный доход семьи меньше указанного минимума, но есть автомобили в собственности, семья может не попасть в категорию малоимущих.
Многодетным семьям важно учитывать, что все выплаты и пособия для детей включаются в общий доход семьи и используются при расчётах среднедушевого дохода.
Причины отказа в заключении соцконтракта
Основной причиной отказа является отсутствие статуса малоимущего. Например, если среднедушевой доход семьи превышает прожиточный минимум или у семьи есть дополнительная недвижимость или автомобиль.
Другая распространённая причина отказа — это неполная или некорректная информация при подаче документов.
Полный список возможных причин отказа можно увидеть в пунктах 25-26 Постановления Правительства РФ от 16.11.2023 № 1931.
Порядок оформления соцконтракта
Перечень документов, необходимых для заключения социального контракта, может отличаться в зависимости от региона, но основной пакет включает следующие:
- заявление;
- документ, удостоверяющий личность (паспорт);
- СНИЛС;
- сведения о доходах и налоговых отчислениях физического лица (форма 2-НДФЛ);
- план развития бизнеса;
- банковские реквизиты для перевода средств.
Все указанные документы стоит предоставить в территориальное отделение социальной защиты или МФЦ по месту жительства. Средний срок рассмотрения заявления составляет около 10 рабочих дней. Это время может увеличиться, если государственные структуры потребуют любую дополнительную информацию или доработку бизнес-плана. После завершения процесса заключения социального контракта и получения выплат можно приступить к оформлению бизнеса.
Сервис «Регистрация бизнеса» от «Астрал Софт» предлагает пользователям упростить процесс регистрации бизнеса. Специалисты сервиса займутся подготовкой пакета документов и возьмут на себя взаимодействие с налоговым органом. Пользователю не придётся лично посещать ИФНС, достаточно лишь подписать документы после их проверки.
На что потратить средства
Вы можете потратить полученную субсидию на покупку оборудования, инструментов, рабочих принадлежностей или даже автотранспорта, если это требуется для предпринимательской деятельности и напрямую влияет на формирование дохода.
Стоит учесть, что на аренду помещения можно потратить не более 15% от общего объёма выплат, на рекламные акции и продвижение бизнеса — не более 5%. Покупка необходимого программного обеспечения и оформление нужных для работы разрешений и лицензий не должна превышать 10% от общей суммы субсидии.
Мониторинг выполнения условий соцконтракта
Существует специальная комиссия, которая наблюдает за поведением получателя государственной поддержки, проводит внезапные проверки и детально изучает его финансовую деятельность.
Заключив социальный контракт и получив от государства 350 000 рублей для запуска бизнеса, требуется серьёзно подойти к контролю финансовых потоков и ведению документации. Важно сохранять все документы, гарантирующие целевое использование полученных средств, включая чеки, квитанции, контракты, товарные накладные, счета и т.д.
Помимо этого, следует помнить, что бизнес, созданный по правилам социального контракта, должен работать не менее года и прежде всего стать основным источником дохода. Несоответствие этим условиям тоже может стать причиной для расторжения контракта.
Последствия нарушения правил контракта
В случае обнаружения нарушения условий соцконтракта органы соцзащиты могут потребовать его расторжения и возвращения ранее выделенных средств. Вот некоторые примеры нарушений:
- нецелевое использование средств;
- завершение деятельности меньше чем через год после получения поддержки;
- переезд в другую область или страну на постоянное место жительства;
- представление ложной информации о своём финансовом состоянии.
Как самостоятельно расторгнуть соцконтракт
Социальный контракт можно расторгнуть по собственной инициативе. Для этого достаточно подать соответствующее заявление и вернуть все ранее полученные средства в бюджет.
Новые условия 2024 года
С 2024 года вступают в силу новые правила заключения социального контракта, единые для всех регионов РФ.
- Соцконтракт можно оформить через Госуслуги. При этом собирать пакет документов не нужно. Государство автоматически получит всю необходимую информацию посредством межведомственного взаимодействия.
- При подсчёте среднедушевого дохода учитываются только доходы заявителя, его(её) супруга(супруги), несовершеннолетних детей и студентов до 23 лет, получающих очное образование. Доходы других родственников, налоговые льготы и материнский капитал не берутся в расчёт.
- При заключении социального контракта на развитие бизнеса или личного подсобного хозяйства используется цифровая платформа МСП для проведения тестирования заявителя.