Навязчивые движения сейчас фиксируются почти у трети детей.
Проявляются в среднем, старшем дошкольном возрасте. Но устойчиво формируются в 7-9 лет
В зависимости от того, когда впервые проявились, мы можем теоретически предположить источник (то, что запустило). А следственно и точнее, быстрее помочь ребенку.
Если движения появились в возрасте 1-3, то с большой долей вероятности можно говорить о каком-то стрессе, который связан с внешними обстоятельствами. Испуг (например, собака), переезд, новый взрослый, отсутствие мамы. А мама не помогла прожить
Возраст 3-6 – связан точно с семейной историей. Если ребенок видит конфликты, ссоры. Поругаем, не одобряем родителями.
7+ здесь невротизация связана уже с неким социальным статусом меня. Что сказали, как посмотрели. Смог ли я это вынести…
Детская психика еще не обладает всеми инструментами для переработки травматичной информации. Ребенку нужен взрослый.
Поэтому в коррекции навязчивых движений создание теплой, спокойной атмосферы – первое и главное средство
Но давайте подробнее про механизм навязчивых движений. Чтобы вы понимали: причем тут взрослый.
Суть невроза лежит в конфликте между «ДОЛЖЕН» и «ХОЧУ»
Ребенок растет и из маленького пупса, который на свой плач быстро получал мамино успокоение, дорастает до возраста, когда ему приходится столкнуться с требованиями родителей. А они не очень-то совпадают с его желаниями.
(Здесь отмечу, что детское «хочу» – это не про вседозволенность. И не про разрешать всё. Тонкость в деталях. «Хочу» всегда лежит в сфере отношений "родитель- ребенок". Об этом следующим постом! Не пропустите)
Ребенок свое «Я» и «хочу» воспринимает как единое целое. Но вот он сталкивается с родительским мнением: не бегай, не прыгай, куда пошел, зачем трогал, быстрее одевайся, собирайся немедленно, что так сложно сделать нормально, веди себя прилично, что за грязнуля, мама так старалась приготовить и т.д
Кроха начинает воспринимать свое я-хочу как что-то, что опасно. И чревато порицанием, отвержением. (о травме отвержения недавно был пост).
«Я хочу бегать, но нельзя мама поругает»
«Эта каша отвратительная, но мама старалась»
Страх быть отвергнутым, лишенным любви приводит к тому, что ребенок начинает видеть себя как нечто ужасное. Борьба с собой. Многие дети, кстати, так и говорят: «я плохой».
Родителям кажется, что, ругая плохое (невоспитанное) поведение, ребенок «намотает на ус» и сделает вывод, что в своем поведении нужно что-то поменять. Увы! Самопредставление ребенка устроено иначе. Я- это и мое хочу, и то, что я делаю – все целиком.
Я плохо себя веду =я плохой и меня не любят!
Жить с таким собой очень тяжело. Да и «хочу» никуда не делось
Вот этот накал, постоянное напряжение, и приводит к тому, что ребенку через какие-то действия нужно попробовать прожить.
Ребенок не осознает, зачем он совершает эти действия.
Еще раз отмечу, что движения – это такой вариант самопомощи. И не делать его ребенок не может.
Он отвлекся в прошлый раз накручивая волосы, и в этот помогло.
Ковырял болячки и как-то само собой прошло.
Мама обозвала неряхой, буду мыть руки 10 раз. А мама злится, ругается, может быть если я буду делать это 20 раз, я стану лучше..? (кстати, в данном случае осознаваема причинно-следственная связь, что бывает в единичных случаях)
Чем сильнее переживание, тем сильнее будут «следы».
Навязчивых движений может быть несколько.