Найти тему
РР-Новости

Белуджи, что за народ и какую роль играют в конфликте Пакистана с Ираном

Белуджистан занимает территорию на северном побережье Индийского океана, административно поделенную на провинции, входящие в состав Пакистана, Ирана и Афганистана. Но белуджи живут также и во всех соседних странах, включая даже Туркмению и Саудовскую Аравию.

В Пакистане Белуджистан является самой большой провинцией, занимающей 44 % территории. Здесь проживает более 12 миллионов человек, еще около 12 миллионов обосновались в пакистанских провинциях Пенджаб и Синд. Население иранской провинции Белуджистан — около трех миллионов человек, остальные проживают в иранских провинциях Хурмузган, Кирман и Южный Хорасан. Всего в Иране живут около 5 миллионов белуджей.

В целом этот народ достаточно «разношерстный», включающий в себя большое множество различных субэтносов. Примечательно, что в отдельных регионах к представителям этого народа относят себя почти все местные жители (за исключением куштунов). Белуджи живут родовым строем, они включают в свой состав другие народы и даже представителей других религий: например, в Пакистане есть белуджи-индуисты и белуджи-сикхи.

Белуджи в Пакистане, как и белуджи в Иране, несмотря на богатство их территорий природными ресурсами, живут в крайней нищете — вплоть до того, что простая питьевая вода недоступна во многих белуджских деревнях и районах. В Белуджистане также отмечается самый высокий уровень безработицы.

Если учесть наличие порта Гвадар в Пакистане и порта Чехбехар в Иране, а значит и развитую морскую торговлю в местах обитания белуджей, трудно понять тяжелое экономическое положение этого народа. Сами белуджи обвиняют в своей бедности сознательно проводимую государственную политику правительств. На этом фоне и возникают сепаратистские движения белуджей, которые в своей борьбе используют незаконные, террористические методы.

Белуджей трудно назвать мирными и сговорчивыми людьми: они стремятся к независимости в каждой из стран и зачастую не ладят с официальным правительством. В Иране сунниты-белуджи конфликтуют с шиитским большинством; в Афганистане, где их проживает около пятиста тысяч, такие же проблемы возникают с шиитским народом хазарейцев.

К восстаниям белуджам не привыкать: они восставали еще в XV веке, требуя самоуправления как у индийской и сефевидской империй, так и у Ирана. После того, как Индия перешла под британское правление, они восставали и против самой Великобритании. Иногда эти восстания приводили к успеху, иногда — к поражениям и массовой гибели этого воинственного народа.

Архив Александра Алексеевича Бобкина, Туркменская ССР, Белуджи,  23 октября 1989 - 30 ноября 1989
Архив Александра Алексеевича Бобкина, Туркменская ССР, Белуджи,  23 октября 1989 - 30 ноября 1989

В 1950-х годах Мир Дад Шах возглавил восстание в Белуджистане против иранской монархии и британской интервенции — он сражался с отрядом из 40 человек и был вместе с братом убит на встрече, инициированной властями Ирана. Позже, во времена Исламской республики Иран, белуджи организовались и сформировали несколько политических и вооруженных групп. Самая известная из них, «Джинд Аль–Салам», действовала в городах Белуджистана, Ирана и Пакистана. Её лидер был казнен в 2009 году иранским режимом, позже сменила название на «Джаиш аль–Адль» («Армия справедливости»). Эта группировка продолжает существовать и сейчас.

23 февраля 2021 года в Белуджистане, в городе Сараван, произошло последнее на сегодняшний день восстание белуджей — они штурмовали здание городской администрации, протестуя против убийства своих собратьев, позже началась всеобщая забастовка по всему Белуджистану.

Есть мнение, что оба государства — Иран и Пакистан — периодически используют белуджские организации друг против друга. После различных терактов страны выступают со взаимными обвинениями, но в интересы каждого из этих двух игроков не входит создание белуджского государства ни по одной из сторон общей границы. Им не нужен подобный прецедент, так что относительно данной проблемы позиции обеих стран сходятся — они нуждаются в друг друге, дабы обезопасить свою территориальную целостность.

Сотрудничество необходимо, так как Белуджистан является общей для Ирана и Пакистана проблемой.
1100-километровая не особо хорошо охраняемая граница Ирана с Пакистаном (где уже не раз проходили белуджские восстания) и с Афганистаном, где белуджи абсолютно неуправляемы из Кабула. Добавьте сюда транзит наркотиков, легкодоступность оружия, безработицу среди молодёжи — все это способствует развитию сепаратистских настроений, а запрет пропаганды национализма и сепаратизма подается как попытка удушения самобытной культуры белуджей. Репрессивные меры против идеологов белуджских формирований расцениваются как преследования по конфессиональному признаку либо как репрессии против наиболее активной и образованной части белуджского населения.

Исторически между Ираном и Пакистаном складывались достаточно неплохие отношения. Именно Иран первым признал независимость Пакистана в 1977 году. Даже после выхода Ирана в связи со сменой власти в результате Исламской революции из «Организации центрального договора» («Багдадского пакта», заключенного между Пакистаном, Ираном, Ираком и Турцией в 1955 году, и переименованного так в 1959-м) страны старались поддерживать дружеские отношения: Иран встал на сторону Пакистана в его конфронтации с Индией, а Пакистан оказал военную помощь Ирану во время ирано-иракского конфликта. В целом Пакистан считается самой проиранской страной в мире — он поддерживал Иран даже тогда, когда тот находился под международными санкциями. Опять же, с террористами и с наркотрафиком совместно воюют. Правда, также давно обвиняют друг друга в укрывательстве радикальных группировок, которые действуют вдоль общей границы.

Однако, сложилась ситуация, когда «Иран бомбит Пакистан — попадает в Белуджистан, Пакистан бомбит Иран — попадает в Белуджистан».

16 января Иран ударил по базам суннитской группировки «Джаиш аль–Адль», расположенным на территории Пакистана. Базы, как утверждается, «были поражены и уничтожены ракетами и беспилотниками». По словам представителей Тегерана, ликвидированные боевики «Джаиш аль–Адль» имели связи с Израилем, которого Иран считает одним из основных противников в регионе. Напомним, созданная в 2012 году «Джаиш аль-Адль» через какое-то время объявила о намерении «защищать права белуджей» — суннитского меньшинства в преимущественно шиитском Иране.

В декабре 2023 года в области Раск юго-восточной провинции Ирана Систан–Белуджистан произошёл теракт, где погибло 12 полицейских. Ответственность за это взяла суннитская группировка «Джаиш аль–Адль» («Армия справедливости»), ведущая борьбу против шиитского правительства Ирана.

2024 год начался в Иране с крупнейшего теракта в современной истории страны, который произошел в провинции Керман 3 января, где во время траурного шествия по случаю годовщины гибели иранского генерала КСИР Касема Сулеймани прогремело два взрыва. Пострадало около 100 человек. О своей причастности к этим событиям заявило «Исламское государство» (запрещенная в РФ террористическая организация).

18 января ракетами в Иране обстреляли несколько районов области Сераван, провинции Систан–Белуджистан по «Армии освобождения Белуджистана» и «Фронту освобождения Белуджистана» — организаций, которые Пакистан считает террористическими. По сообщению Пакистана, он нанес удары по укрытиям, использующимися террористами, выступающими за независимость Белуджистана.

Параллельно с атакой на Пакистан Корпус стражей исламской революции Ирана (КСИР) ударил по позициям боевиков «Исламского государства» (запрещённая в России террористическая организация) на территории Сирии и атаковал Эрбиль, столицу иракского Курдистана. Там его целями, по заявлению Тегерана, были «израильская шпионская база» и «собрания антииранских террористических группировок». Несмотря на предоставленные Ираном разведданные, Ирак отверг любые утверждения о присутствии в стране израильских агентов.

Но все же, что касается сражения между Ираном и Пакистаном: обе страны бьют лишь там, где есть белуджийские сепаратисты. Возможно, все еще не так плохо в отношениях между соседями, как кажется. А Иран и Пакистан таким образом помогают друг другу сохранять политическую стабильность, ликвидируя борцов с правительствами.

]]>