Найти тему
РР-Новости

Божественный император и армия воинов-монахов. Как в Японии религия повлияла на японское общество

Одной из основных черт современной Японии является подчеркнутая религиозность населения. Определенные верования оказывают тут непосредственное влияние на повседневную жизнь японцев. Наибольшее распространение сегодня в Японии сохраняют две религии – буддизм и синтоизм. Также присутствует христианство и другие религиозные течения.

Многовековые традиции и их смешение дали удивительный результат, благодаря которому, как показывают опросы, доля верующих тут даже значительно превышает население страны. Дело в том, что на почти 125 миллионов жителей приходится около 180 миллионов приверженцев той или иной религии. Этот феномен объясняется тем, что произошло соединение черт различных вероучений – синкретизм. В японском варианте в его основе лежат традиции синто и буддизма, к которым себя относят до 96% жителей. Также имеют место быть и другие направления экзотического характера по типу анимизма или тотемизма.

Буддизм после распространяя в Китае в VIв. проник на территории Японских островов. Сегодня в стране существует масштабная Буддийская ассоциация, которая включает в себя более 60 организации. Они имеют в своем распоряжении порядка 16 тысяч храмов по всей стране. Все буддистские храмы в Японии создавались по китайскому образцу после согласия синтоистских священнослужителей, просивших ободрение на возведение буддистского храма у своих божеств. Но на начальном этапе появления этой мировой религии в Японии шли религиозные войны, которые удалось как-то совместить на единой территории в VIII в.

Из-за того, что буддизм постепенно набрал политическую силу внутри японского общества, буддисты начали периодически сталкиваться с гонениями. На этом фоне в период феодализации страны возник феномен буддийских воинов-монахов – Сохэй. Они организовывались в воинские подразделения и даже армии, которые не только защищали храмовые комплексы, но и влияли на ход гражданских войн, выступая на стороне одной из крупных противоборствующих сторон или же в качестве самостоятельной силы. Их эпоха закончилась в 1603 году в момент первого объединения страны под властью Тоётоми Хидэёси. Но как религиозное воззрение без ярко выраженного военно-политического аспекта буддизм продолжает влиять на жизнь японского общества и в 2024 году.

В свою очередь синтоизм появился в Японии еще до буддизма – в период с III в. до нашей эры – и стал наиболее важной часть японского самосознания. В этом религиозном течении объектами поклонения являются – ками, представленные множеством божеств, которые покровительствуют различным природным явлением и жизненным процессам. Также существует почитание душ умерших предков и отдельно взятых национальных героев. У этой совокупности верований отсутствует собственный прописной свод правил или единая священная книга, как например Библия у христиан или Коран у мусульман.

В современной Японии насчитывается около 80-ти тысяч синтоистских святилищ, в которых служат 27 тысяч священнослужителей – каннуси. В стенах храмовых комплексов проводятся жертвоприношения с целью задобрить духов. Проходят различные тематические фестивали и  красочные культурнее мероприятия, в которых участвуют десятки тысяч японцев.

Синто позволяет структурировать сознание людей и формирует определенное мировоззрение, в котором одной из высших ценностей является гармония между людьми, миром духов и природой. Верховным божеством остается богиня солнца Аматэрасу. Она возглавляет пантеон из других богов и богинь и более восьми миллионов ками.  Кроме того, синтаксический взгляд на историю дает божественное происхождение народу Японии и фактически подчеркивает избранность и определенное превосходство японской нации. При этом в рамках религии первоочередными считаются не конкретные религиозные обряды, а человеческий образ жизни. В этой связи синтоизм часто ассоциируют с китайским конфуцианством, который также выступает в роли общественно-философской этики современного Китая.

Характерно, что в синто нет понятия греха или разделения божеств на добрых или злых. Результат и воздействие высших существ на людей зависит от правильности проведения религиозных ритуалов, подношений и образа жизни. Именно поэтому почти все праздничные мероприятия и события, которые представляют для туристов особенный визуальный интерес, имеют для японцев сакральное значение.

В тоже время синтоизм является частью японской государственности. Это находит свое правление в том, что японский император считается в восприятии верующего народа прижизненным божеством. Императоры ведут свой род непосредственно от Аматэрасу. Причем божественная природа в массовом сознании не подвергалась сомнению вплоть до поражения Японии в результате Второй мировой войны. Тогда 15 апреля 1945 года монарх впервые обратился к нации, заявив о принятии условий капитуляции Токио. Несмотря на это, сегодня правитель остается одним из главных объединяющих символов для всего общества и государства – он продолжает исполнять политические, церемониальные и религиозные функции, участвуя в соответствующих церемониях и обрядах.

Таким образом, мы можем наблюдать уникальный характер японского религиозного сознания, который получил глубокое укоренение в культуре и повседневности Японии. Такое собрание и сочетание философских идей и религиозных учений сложно воспринять представителям европейских стран или таких государств, как Россия, где преобладают монотеистическая религии. Но именно это многообразие становится важной достопримечательностью страны, изучение которой позволяет хотя бы частично взглянуть на мир глазами настоящего японца.

]]>