Индия на протяжении многих столетий придерживается своих традиций и национального общественного уклада, сохранившего до наших дней уникальные особенности, поражающие иностранцев. Тут отдельно выделяется древняя кастовая система, первые упоминания о которой появились около II тысячелетия до нашей эры. До наших дней дошло около трех тысяч различных каст, проживающих на территории Индии. Они в свою очередь входят в пять основных групп – варн: Брахманы, Кшатрии, Вайшьи, Шудры и Неприкасаемые. Характерные черты данного деления дошли до наших дней в практически первозданном виде.
Итак, люди в Индии получают принадлежность к одной из варн без права личного выбора на основе своего рождения. Такое положение в обществе определяется на всю последующую жизнь и влияет на повседневные дела, род деятельности, и даже личные связи, выбор будущего мужа или жены. Каждая из таких групп имеет собственные характеристики, которые влияют на общественное положение гражданина.
Брахманы
Первая варна Брахманов с самых древних времен относилась к наиболее привилегированной группе людей. Они исторически были священнослужителями, жрецами, представителями правящих политических кругов. Люди этой группы заключают браки только в собственном кругу и отступление от этого правила допускаются лишь в порядке исключения.
Мужчинам-брахманам нельзя выполнять работу, связанную с ручным трудом, а женщинам рекомендуется заниматься домашними делами. Фактически они занимают привилегированное положение в общества. Убийство одного из брахманов при этом осуждается больше, чем преступление в отношении любого другого человека.
Кшатрии
К этой касте можно отнести носителей власти и воинского сословия. Выходцам из этого сословия принадлежит власть земного характера. Они были и остаются воинами, работниками административных структур и организаций, поддерживающих порядок в обществе.
При этом кшатриям можно жениться на выходцах из нижестоящих каст. Однако женщинам в Индии такое не позволяется: тут они не имеют права спускаться на социальную ступень и выбирать себе мужа из нижней касты.
Кшатрии занимают значительное место в структуре бизнеса и экономики современной Индии. Они часто возглавляют крупные фирмы и руководят работой промышленных предприятий. С этими людьми ассоциируются власть, финансы и привилегии. Однако сегодня некоторые из них отказываются от привычного пути и выбирают самые разные дороги для профессиональной и личностной реализации.
Вайшьи
Третья по значимости каста в индийской сословной иерархии. Ее члены зачастую занимаются торговлей, животноводством и сельским хозяйством. Сегодня они также становятся наемными работниками и сотрудниками компаний в различных сферах экономики. Часто их можно встретить и в банковской индустрии.
Вайшьи обращают особенное внимание на примем и приготовление пищи, к которой относятся с особенной почтительностью и аккуратностью. Именно они в прошлом обеспечивали благополучие других социальных групп в Индии. Как и другие высшие касты, они не обрабатывают землю, но могут быть ремесленниками и создателями инструментов с предметами быта.
Шудры
Низшая ступень в существующей кастовой системе. Они выполняют самую сложную физическую работу и обслуживают представителей других трех вышестоящих сословий. Шудры берутся за самую сложную и непрестижную работу. Их можно встретить в разных сферах – от уборщиков общественных мест и туалетов до выполнения самых тяжелых функций в сельском хозяйстве и на обрабатывающих или перерабатывающих мясную продукцию предприятиях. Но иногда им удается выйти на уровень работы в офисах и даже творческих профессий, что свойственно для современной Индии.
Неприкасаемые
Самая низшая часть среди населения страны, которая выключена из сословной системы. Они полностью изолированы от остального общества и существуют в собственном замкнутом круге социального взаимодействия. Неприкасаемые занимаются самой грязной работой, на которую больше никого не берут, включая утилизацию отходов, разбор мусора, сжигание туш животных и тел людей.
Браки и любые серьезные контакты с ними запрещены для представителей всех каст. При этом неприкасаемые остаются социально незащищёнными и редко идут в суд, даже если становятся жертвами тех или иных преступлений. Им приходится попрошайничать и жить в огромных и перенаселенных трущобах.
С 1947 года, после обретения независимости от Великобритании, Индия начала менять устоявшийся традиционный уклад. По конституции страны 1950 года, запрещается дискриминация по кастовому признаку. Введена возможность получать образования по квотам от ущемленных в правах каст и проведена демократизация в рамках проведениях всеобщих выборов и голосований, имеющих историческое значение для страны. Но несмотря на то, что с течением времени это форма социальная института меняется и модернизируется, варны продолжают выступать в качестве основного структурирующего института для современного индийского общества.
Прямо о принадлежности к той или иной касте люди заявляют далеко не всегда. Но большинству окружающих изначально понятно с кем он разговаривает или ведет дело в силу устоявшейся традиции и принадлежности человека к группе из поколения в поколения. На этом фоне власти в Нью-Дели стараются избегать акцента на существующем разделении, так, например, в 2021 году не стали публично раскрывать данные последней переписи населения, проводившейся в 2011 году. В результате строгое разделение сегодня становится все меньше, но оно по-прежнему сохраняется.
]]>