5,1K подписчиков

Режим М и Ав когда какой нужен?

635 прочитали
Но сначала небольшое отступление, да, каждый может снимать в любом режиме каком хочет и как больше нравится.

Но сначала небольшое отступление, да, каждый может снимать в любом режиме каком хочет и как больше нравится. Но если разобраться в задумках инженеров, и использовать технику так, как планировалось - то снимать будет значительно легче.

Преимущество Ав - что фотоаппарат реагирует на любые изменения освещённости и подстраивается. Фотограф же, может спокойно сосредоточиться на более важном - композиция, ловля моментов и т.д. Да в режиме Ав будут неточности и на обработке придётся немного подправлять, но процесс съёмки намного проще, если на съёмке был с изменчивый свет. Преимущества режима М - в ровной экспозиции, если освещённость равномерная один раз настроил и вся серия ровная.

Мы снимаем футбол на улице днём, без облачная погода. Поле освещено равномерно, в любом его месте освещённость футболиста одинакова, значит, мы ставим М. Один раз настроили и все кадры совершенно одинаковые по экспозиции. Но если у нас облачная погода, тучи то закрывают солнце, то уходят. Снимать в М будет крайне неэффективно. Намного проще поставить полуавтоматический режим, который будет моментально реагировать на любые изменения света и подстраивать камеру. То же самое при съёмке пары в поле или центре города на площадях и тд.

Интенсивность событий нас не волнует. Мы ориентируемся только на тип освещённости - изменчивый или нет. Если у нас пошёл смаз, то, например, в случае с футболом, мы просто подымем ИСО. Фотоаппарату нельзя сделать фото светлее, так как управление экспозицией "яркостью", в полуавтоматическом режиме происходит смещением бегунка экспозиции в сторону плюса или минуса. Если бегунок остался на месте, фотоаппарату менять "яркость" фото нельзя. Поэтому на повышение ИСО фотоаппарат отреагирует повышением скорости затвора.

В случае футбола можно использовать режим Тв. А вот если я снимаю модель в поле или на площади, то лучше Ав, где гарантировано будет нужная мне диафрагма.

Я снимаю что-то активное, но свет изменчивый. Если мне важно, чтобы допустим, всегда был размыт фон, то я выбираю Ав и ставлю нужную мне диафрагму. Если появляются смазы, я просто повышаю ИСО. В режиме М, я сначала ускорю затвор, смаз исчезнет, но фото станет темнее и мне надо будет всё равно поднять ИСО. В Ав я сразу подымаю ИСО, а затвор меняется автоматически. Результат тот же, но действий в два раза меньше.

Например, я снимаю сборы в светлой студии с огромными окнами, невеста сидит перед окном, все действия происходят вокруг неё. Все участники освещены одинаково. Мне проще один раз настроить М.

А если я снимаю их дома, невеста сидит, как правило, в метре от окна, подальше от неё сидит подруга на диване, а в дальнем углу комнаты дверь, кто-то из родственников постоянно заглядывает. Мы помним правило обратных квадратов (увеличение расстояние от модели до света в два раза - приводит к потере света в 4 раза) получаются, все три точки освещены сильно по-разному. Тогда я поставлю режим Ав плюс АвтоИСО. Ограничение по выдержке сделаю в 1/250 - этого достаточно, чтобы снять смеющегося человека. После этого я забываю про настройки, я снимаю невесту у окна, фотик ставит минимальное ИСО, да и выдержку подымет до 1000 или больше, так как света от окна прям много, если подружка засмеялась, я просто направляю фотик на неё и снимаю, не думаю о настройках. Если кто-то заглянул в дверь, просто направляю туда объектив. Да фотоаппарат подымет ИСО, но выдержка будет не длиннее 1/250. Мне вообще не надо думать о настройках и отвлекаться на мелочи. Я могу заниматься тем, что действительно важно.

Особенно режим Ав актуален на зеркальных камерах, так как вы в видоискатель не видите, как ваши настройки влияют на кадр. Допустим, я снимаю весёлую пару в лесу на М, они стоят в тени дерева, я настроил фотик, они разбесились и выскочили на солнце. Единицы людей с первого раза на глаз смогут в М изменить настройки, так чтобы точно попасть в экспозицию - недавние опросы показывали, что довольно мало кто считает шаги экспозиции. Так что многим нужно будет сделать пару пристрелочных кадров. Но в любом случае это трата времени и внимания. Проще поставить на Ав. Электроника работает принципиально быстрей - фотоаппарат моментально подстроится, а вы, не отвлекаясь, продолжите снимать.

На беззеркалках проще, когда пара выскочит на солнце, вы тут же увидите, как изменилась картинка, и просто будете крутить колесо выдержки до тех пор, пока экспозиция вас не устроит - вы сразу видите, как фотоаппарат реагирует на изменение выдержки. Поэтому даже у совсем начинающего - настройка происходит быстро и без пристрелочных кадров.

Но даже на беззеркалки, когда освещение такое, что перепад тёмного и светлого очень большой, и одной выдержки недостаточно. Проще снимать в Ав+автоИСО. Давая фотоаппарату больше возможностей по настройке экспозиции. Он может подстраивать и выдержку, и ИСО. У фотографа всегда будет уходить на это больше времени, когда надо регулировать две настройки - электроника всегда это сделает быстрей - что особенно важно при репортажах.

У нас есть один банкетный зал, очень красивый, но он довольно вытянутый и стены тёмные, а одна стена с большими окнами. В начале банкета я не использую вспышки, так как свой свет действительно красивый там. Но столы, которые вдоль окон прям сильно отличаются по освещённости от столов вдоль тёмной стены. Поэтому даже на беззеркалке снимать в М неудобно.

Ав+АвтоИСО, диафрагма открыта на 1,4 ограничение затвора в 1/250. Да, когда я снимаю людей в тёмной части, он подымет ИСО. Но в режиме М было бы то же самое. Если я в М поставлю 1,4 и 1/250 - то, что бы картинка была не тёмная мне также придётся поднять ИСО. Неважно кто управляет настройками - если у нас есть две необходимых настройки, то для нормальной экспозиции третья всегда будет одинаковой, хоть ставь руками, хоть доверь технике. В режиме М, каждый раз, как происходит активность за светлыми столами, мне надо не забывать менять настройки, а потом опять тёмные и тд. В Ав я вообще не думаю об этом. В светлой части он сделает минимальное ИСО и подымет хоть до 1000 затвор - чтобы не допустить пересветов, а в тёмной опустит до моего ограничения в 250 и подымет ИСО.

Отсюда есть не понимание, зачем используют М + авто ИСО. Ведь в этом случае мы убираем главное преимущество М - равномерную экспозицию, но при этом не получаем всей гибкости Ав. Если только случаи, когда изменения по свету в нашей сцене прям небольшие, и достаточно маленьких изменений ИСО чтобы их нивелировать. Но если свет меняется посильнее, то очень часто опустить ИСО до 100 без возможности поднять выдержку - не даст нужного результата и всё равно будет пересвет, проще снимать в Ав.

Если вы снимаете на зеркалку, надо иметь привычку, прям часто поглядывать на то, что получается, прям каждую вторую или третью фотографию. Поначалу кажется, что Ав - странный, непредсказуемый режим и снимать в нём невозможно. Но всегда помните, что это жутко популярный режим, и им пользуется огромное число фотографов. Просто надо привыкнуть.

По-хорошему выставить подходящий экспозамер. На Кэнонах - это оценочный. На остальных фотоаппаратах - это матричный. Фотоаппарат замеряет по всему кадру, потом по центру потом анализирует, что сейчас важнее и находит что-то среднее по экспозиции.

Но в любом случае фотографу надо будет немного думать. Вы снимаете в студии с большими окнами человека у стены, всё классно, но тут раз, человек встал перед окном. Фотоаппарат видит, что в него (в фотоаппарат) стало светить намного больше света, и "зажмурился" сделал фото темней. На практике, вы очень скоро, не задумываясь, в такой ситуации просто сместите бегунок экспокоррекции в сторону плюса на 1-2 шага и продолжите снимать! Если вы заставите себя провести хотя бы 10 съёмок в таком режиме, то к 10ой вам уже будет легко и предсказуемо его поведение.

Если вы только начинаете, важно чтобы это были неответственные съёмки. Отличный опыт, побегать с фотиком за ребёнком или домашними животными дома - где будут большие перепады света, от очень светлого у окна до тёмного в коридоре - отличная тренировка.

Кстати, на самом деле вы постоянно этим пользуетесь! Снимая на телефон, кода подымаете или опускаете "солнышко". Это совершено то же самое, что экспокоррекцию в фотоаппарате. Легко и эффективно.

Тут остаётся последняя проблема, которая пугает многих - частые смазы в Ав. С этим разберёмся в следующем посте - и проблема исчезнет.

П.Н. Режим Ав - приоритет диафрагмы. Мы ставим нужную диафрагму, а выдержку оставляем фотику, чтобы он мог корректировать экспозицию. Режим Тв - приоритет выдержки. Мы ставим нужную нам скорость затвора, а диафрагмой управляет фотик. В обоих режимах можно или самому указывать нужное ИСО - тогда фотоаппарат не может его менять. Или ставить ИСО на АВТО, давая фотоаппарату больше возможностей по подстройке к изменению освещённости.