Самая тяжелая работа на судах торгового флота – это повара. От их работы зависит настроение и работоспособность всего экипажа, начиная от капитана и заканчивая уборщицей. Сегодня о работе поваров на мировом торговом флоте судить очень сложно.
В каждой судоходной компании свои правила, свои зарплаты, свой график работы. На советском торговом флоте все было практически одинаково. Невысокие зарплаты судовых поваров, помноженные на ненормированный десятичасовой, а то и больше рабочий день, не привлекали на эту работу мужиков. Были, конечно, и мужики повара, но это где-то один к двадцати, если не больше. Где работают одни женщины, значит там низкие зарплаты и тяжелый физический труд. Это советская аксиома.
В отделе кадров ДВМП на Посьетской, 38 работали одни мужики. Ведь эта работа очень перспективная в смысле взяток. На пятьдесят мужиков была одна женщина Марья Ивановна, сидящая на приеме – увольнении. Две милиционерши в паспортном столе. И столько же в военно – учетном. Ни одна женщина не смогла прорваться инспектором в отдел кадров пароходства при советской власти. Слишком уж это было хлебное место. Мужики повара шли на торговый советский флот в основном по призванию. И все они были зачастую спецы высокого класса. И еще один очень немаловажный момент. Повар на судне фигура независимая. Сам себе командир, сам себе велосипед. Отвечающий перед экипажем только качеством своей работы.
Экипажи советских судов были многочисленные. Обычно не меньше тридцати человек. Труженики моря хотели кушать много и сытно. Ведь большинство на берегу не были избалованы качественным и высококалорийным питанием. Молодежь не регулярно питалась по столовкам. А женатики ели то, что приготовят их работающие жены. А те, замотанные проблемами, которые им приходится решать в основном в одиночку, родных мужей разносолами не баловали. Характерный и типичный пример. Судно пришло в порт после долгого рейса. Моряки разбежались по домам. К восьми утра приходя на работу, многие неслись в столовую на завтрак. И стыдливо опускали глаза, когда повариха им задавала логичный вопрос, а почему это вас дома не накормили родные жены. Вопрос оставался без ответа.
На судах советского ДВМП было четырех разовое питание. В воскресенье на завтрак кофе со сгущенным молоком, сыр и полукопченая колбаса. Случался и сервелат в длинных рейсах. В понедельник на завтрак картошка с селедкой. Этот завтрак считался на флоте самым крутым. В остальные дни недели яйца в разных видах: от яичницы до сваренных в крутую яиц с майонезом. Раз в неделю каша. Если манная, то к ней добавлялись яйца. На обед борщ и второе мясное с разнообразным гарниром. Минимум один раз в неделю на гарнир жаренная картошка, которая считалась деликатесом. На ужин супы и вторые блюда из рыбы, плов или макароны по-флотски. На вечерний чай печенье – варенье или фрукты. Хлеб, сахар и сливочное масло без ограничения. Борщ на весь день не варился.
Повар поднимался на работу в шесть часов утра и заканчивал трудовой день где-то в девять вечера. А если в меню попадали такие блюда как холодец на завтрак, шашлыки на обед и пельмени на ужин, то к концу дня повара были, образно говоря, без рук и ног. На неделю обязательно составлялось меню хозяйственной комиссией. И эта комиссия старалась контролировать работу камбуза, но в основном на словах. Ведь никому не хочется после работы, обычно вечером, тащиться на камбуз проверять выдачу продуктов на следующий день. Из тридцати членов экипажа обязательно бывали недовольные. Все им было не так, все плохо и невкусно. И обычно это были те, кто на берегу слаще морковки ничего не ел. Такие люди конкретно портили жизнь повару.
А еще надо учитывать плохую погоду, когда море штормит и котлы с борщами - супами норовят выпрыгнуть из ячеек на плите. И если многие члены экипажа могут в шторм сильно не напрягаться, проще говоря отлежаться, то повару такая расслабуха не грозит. Сухой паек даже в самый жестокий шторм в Тихом океане не предусмотрен уставом. Разве что первые жидкие блюда могут не готовиться из-за непреодолимых сил природы, то бишь шторма и качки с борта на борт до тридцати градусов. Никто повару не запрещает ходить в увольнение. Обеспечь питанием экипаж и иди на все четыре стороны. Надо учитывать, что в те советские времена продуктов-полуфабрикатов не было. Привезли мясо – рыбу тушами. Вот повар все это разделывает на порционки, на котлеты, на бефстроганов.
Повару приходилось крутиться изо всех сил. Если сказать честно и откровенно, то и врагу такую работу не пожелаешь. До сокращения экипажей по Щекинскому методу, на камбузе была должность пекарихи, которая пекла хлеб, чистила овощи, мыла котлы и сам камбуз. Когда эту должность сократили, то обязанности повара автоматически перешли к повару.
Продолжением следует...---->Жми сюда
С уважением к читателям и подписчикам,
Виктор Бондарчук