Найти в Дзене
Боцманский узел

Судовые поварешки. Часть 3

Начало -----> здесь

Яндекс картинки. Свободный доступ.
Яндекс картинки. Свободный доступ.

Работа повара на советском торговом флоте тяжелая, а зарплата низкая. Вот и стараются классные повара увеличить себе зарплату за счет кормежки экипажа. Только на длинных рейсах без захода в родной порт особо ничем не разживешься. Стараются классные повара работать, на так называемом, коротком плече. В длинных рейсах – контрактах в основном «химичат» те, кто расплачивается с шипчандлером наличкой из судовой кассы. Раньше продукты заказывали старпомы, сейчас вторые помощники. И тут у них очень широкое поле деятельности. Вот и оказываются на столе у экипажа незрелые бледно – розовые арбузы, белесые помидоры, дубовые и кислые яблоки, колбаса с резко вонючим запахом копчености. И картошка по полтора доллара за килограмм, когда ей красная цена тридцать центов. И это, уже не говоря о продуктах с истекшим сроком годности.

Три контракта у нас на балкере «Кооперация» поваром была Рая. Когда она пекла блины на ужин, то после обеда через камбуз проходил весь экипаж. Пару – тройку вкусных блинов получал каждый. Она постоянно ругалась со старпомом и артельщиком за высокие цены на продукты. И в отместку этим двум уродам, выбирала до копейки всю суточную норму. Три контракта экипаж питался не просто на хорошо, а на отлично. И вот, как крутого повара, Раю направили в дочернюю компанию «Феско – Валем» под флаг. На оклад в полторы тысячи долларов в месяц. Сказать повезло, не сказать ничего. Тем более, что судно – контейнеровоз заходит регулярно в родной порт. Опыт, как и вредные привычки не пропьешь. Они вбиваются в подсознание намертво, становясь зачастую второй натурой. Вот и стала Рая слегка подворовывать у экипажа, компенсируя свой тяжелый труд неправедным заработком. А как тут удержишься, если заграничные беконы, колбасы и прочие деликатесы сами просятся в шаловливые руки.

В рейсах все люди круглые сутки на глазах. И наивные те, кто верит, что скроет свою природную сущность. Люди видят и замечают все. И не думала не гадала Рая, что ее макли с тем же японским беконом уже не для кого не секрет. И вот по приходу во Владивосток тормознул Раю на трапе представитель хозяйственной комиссии старший моторист – лекальщик. Вызвал вахтенного помощника и вахтенного механика. И при них проверил большую хозяйственную сумку поварихи. Обнаруженные бекон, сухая колбаса и две банки компота из мандарин, Рая объяснила покупкой этих продуктов на свои личные деньги в последнем порту захода в Японии. Купила, так купила. Покупай и дальше, но только не на этом судне. Если человека списывают до окончания контракта в «Феско – Валем», он автоматически возвращается в родное ДВМП. Даже если на него нет никаких компрометирующих бумаг. После оклада в полторы тысячи долларов, а с доплатами и больше, то возвращаться на нищий пароходский оклад, это себя не уважать. Вот Рая и уволилась. А могла бы работать и работать. Ведь хорошие повара на вес золота. Частенько капитаны всеми правдами и не правдами держат хороших поваров в своих экипажах.

Когда дома случается какой то праздник, который решили провести в кругу семьи, то готовка занимает большую часть времени. И когда все садятся за стол, самые измученные те, кто резал салаты и готовил горячее. А вся эта готовка то была от силы на десять человек. А потом еще мойка посуды и уборка. И сегодня многие этой самой тяжелой готовкой не заморачиваются. Сходили в китайский ресторан или заведение покруче, посидели два часа, встали и ушли, не заморачиваясь последствием праздничного застолья. Так что снимите шляпу, господа, перед теми, кто вас вкусно кормит и поит. Кто берет на себя тяжесть приготовления вкусных блюд. Это работа не простая и тяжелая.

Уже после флота, работая по охране судов в компании «Берег – Ост», заметил характерную особенность. В цивилизованных судоходных компаниях нет проблем с питанием экипажа. Кофе – чай и бутерброды всегда есть в буфете команды. На обед – ужин в наличии два первых и три вторых блюда. Вместо компота соки. Понятно, что на таких судах бизнес на питании экипажа не делают. Клянусь, что ни один русский командир, отвечающий на судах за питание, не вернул экипажу, так называемый дискаунт. Это порядка семи процентов от суммы полученных продуктов. Сумму, полученную от шипчандлера, а это триста – пятьсот долларов, положит себе в карман, имея при этом оклад в несколько тысяч долларов. Наша национальная главная черта – это воровство, а не пьянка, что сама жизнь доказывает раз за разом.

С уважением к читателям и подписчикам,

Виктор Бондарчук