Найти тему

Конспект занятия по обучению грамоте: буква "З"; состав предложения; кроссворд; чтение (№ 20).

Занятие 20

Задачи: Закрепить знание букв «А», «а», «У», «О», «М», «Х», «К», «П», «С», «Т», «Н», «Л», «Ш», «ы». «И», «Р», «Б», «б», «В». Познакомить с буквой «З».

Продолжать формировать представление о предложении, словесном составе предложения. Учить определять последовательность слов в предложениях из трёх (четырёх) слов, составлять предложения с заданным набором слов.

Развивать умение проводить звуковой анализ слова. Закрепить понятия: «гласный звук», «твёрдый/мягкий согласный звук».

Закрепить умение делить слова на слоги.

Продолжать формировать представление о гласных и согласных буквах, как знаках для обозначения гласных и согласных звуков.

Развивать умение читать слоги, слова с использованием «дорожки чтения».

Материал:

демонстрационный: карточки для чтения слогов, карточки для чтения слов (с «дорожками чтения»: сон, пол, сок, кот, нос, хор, шар, мак, рак; мама, луна, шары, папа, каша, Маша);

раздаточный:

для младшей подгруппы: фишки красного, синего и зелёного цвета;

для старшей подгруппы: карандаши (красного, синего и зелёного цвета), карточка с кроссвордом.

-2

Ход занятия.

1. - Послушайте стихотворение. В нём очень часто встречаются два братца: и твёрдый, и мягкий согласный звук. Я думаю, что вы его легко узнаете.

Воспитатель читает стихотворение с незначительным выделением звука для старшей подгруппы, и заметным выделением для младшей подгруппы.

Резиновая Зина.

Резиновую Зину

Купили в магазине.

Резиновую Зину

В корзине привезли…

Она была разиня,

Резиновая Зина –

Упала из корзины,

Измазалась в грязи.

- Какие звуки – братцы вы расслышали? ([з], [з'])

Для младшей подгруппы:

- Я буду называть разные слова. Если в них вы услышите звук [з] или [з'], то хлопните в ладоши.

Воспитатель называет ряд слов. По ходу игры задаёт вопросы: «Твёрдый или мягкий звук в слове …?», «Где он стоит: в начале слова, в середине, или в конце слова?»

Примерный набор слов: дуб, книга, берёза, зонт, жук, замок, жираф, зебра, коза, забор, санки, базар, сумка, зубы, роза, Золушка, сок, зима, сироп, Зина.

Для старшей подгруппы:

- Вспомните и назовите слова, в которых есть звук [з] или [з']. Можно называть не только слова, обозначающие предметы, а и слова, которые обозначают действия, и другие разззные.

По ходу игры задаёт вопросы: «Твёрдый или мягкий звук в слове …?», «Где он стоит: в начале слова, в середине, или в конце слова?»

- Мы уже сказали, что звук [з] – согласный. Докажите это.

Ответы детей.

- Произнесите звук [з].

- Кончик языка - за нижними зубами, а зубы почти сжаты, между ними только узенькая щёлочка. Зубы мешают воздуху выходить изо рта, когда мы произносим звук [з].

2. – Звук [з] обозначается вот такой буквой.

На доску выставляется буква «З».

- Рассмотрите букву «З». На какую цифру она похожа?

- Напишите в воздухе букву «З». Она пишется в ту же сторону, что и цифра «3».

3. Для младшей подгруппы:

Чтение слогов (хором, затем индивидуально) со знакомыми согласными и гласными звуками, в т.ч. буквой «З»; слова: зуб, зал, роза, зима, луна, шары, папа, каша.

Для старшей подгруппы:

Чтение слов с буквой «З» (по «дорожкам чтения»): роза, коза, зубы, забор, базар, замок, зима, Зина, мимоза, Лиза, арбуз

и предложений: «Тут розы. Маша нашла розы», «Тут Золушка. Она хороша».

- Сколько слов в этом предложении? Какое первое слово: второе? Третье?

4. Для младшей подгруппы.

- Сегодня мы будем разбирать одно из слов, которые сейчас читали.

Обращает внимание детей на столбик слов.

- Угадайте какое. В нём четыре звука, в середине слова есть звук [з].

- Правильно, это слово «роза».

- Сколько слогов в слове «роза».

- Какой первый слог?

- В нём два звука. Из каких звуков он состоит?

Воспитатель поясняет: указывает на одну свою ладонь: «[р]»; указывает на вторую ладонь: «[а]». Соединяет ладони (как в хлопке): «РА».

- Какой второй слог в слове «роза»?

- Из каких звуков состоит слог «за»?

Аналогично демонстрирует, как и какие звуки соединяются в слоге «за».

Звуковой анализ слова «роза»; при необходимости - с помощью воспитателя.

- Сколько всего звуков в слове «роза»?

- Сколько гласных звуков?

- Назовите первый гласный звук (показывает на соответствующую фишку).

- Назовите второй гласный звук.

- Назовите первый согласный звук.

- Назовите второй согласный звук.

На доске выставлено несколько знакомых детям букв, в т.ч. – «р», «о». «з», «а».

Дети выкладывают слово из букв и читают его.

Для старшей подгруппы:

- Вам понравилось разгадывать кроссворд?

- Предлагаю вам новый кроссворд. Посмотрите на свои карточки.

- Сколько слов надо разгадать и записать «по горизонтали»? (четыре)

- По вертикали получится слово из четырёх букв. Покажите эти клеточки.

Воспитатель по порядку загадывает загадки:

1. Под водой живёт народ –

Ходит задом наперёд. (рак)

2. Это слово обозначает рисунок, который состоит из разных линий, красок, элементов, … им украшают салфетки, рубашки, фартуки, ….. мы рисовали его.. (узор).

3. Это слово обозначает предмет, который внешне похож на грибок, и служит защитой от дождя (зонт).

4. Это слово обозначает время года:

«Хоть сама и снег, и лёд,

А уходит – слёзы льёт» (зима).

Дети их отгадывают. Воспитатель чётко, с выделением всех звуков, произносит слово-отгадку.

- Давайте запишем буквы таким цветом, какие звуки они обозначают. «РРак». Каким карандашом напишем: синим, зелёным или красным? (синим) Почему?

- Какую букву надо написать после «р»? («а») Каким цветом?

- Какая буква после «а»? («к»). Каким цветом?

Дети записывают слова-отгадки в соответствующие клеточки кроссворда.

Воспитатель вписывает отгадку в кроссворд, размещённый на доске.

Последующие слова-отгадки не разбираются так подробно; воспитатель напоминает о том, что надо не спешить, помнить о правильном выборе цвета.

- Прочитайте слово, которое получилось по вертикали. (роза).

- Сколько слогов в слове «роза»?

- Сколько гласных в слове «роза»?

- Помните правило: в слове столько слогов, сколько гласных звуков?

5. Для младшей подгруппы.

- Составьте предложение, чтобы в нём были слова: «папа», «розы».

Несколько предложений анализируется:

- Сколько всего слов в этом предложении? Какое первое слово в предложении (например: «Папа купил розы»), второе, третье?

Для старшей подгруппы: (? Возможно, и для младшей)

Игра «Хорошо-плохо».

- Роза, и цветы вообще, это хорошо или плохо?

- Что хорошо?

- А что плохо?

Хорошо потому что: для красоты, украшают дома и улицы, их можно дарить, значит делать приятное; можно засушить и делать аппликации; можно рисовать и фотографировать; они делают воздух чище, их используют для изготовления духов и кремов и т. п.

Плохо: от сильного запаха может заболеть голова, за ними надо постоянно ухаживать, можно уколоть шипом руку…

Рефлексия.