Занятие 20
Задачи: Закрепить знание букв «А», «а», «У», «О», «М», «Х», «К», «П», «С», «Т», «Н», «Л», «Ш», «ы». «И», «Р», «Б», «б», «В». Познакомить с буквой «З».
Продолжать формировать представление о предложении, словесном составе предложения. Учить определять последовательность слов в предложениях из трёх (четырёх) слов, составлять предложения с заданным набором слов.
Развивать умение проводить звуковой анализ слова. Закрепить понятия: «гласный звук», «твёрдый/мягкий согласный звук».
Закрепить умение делить слова на слоги.
Продолжать формировать представление о гласных и согласных буквах, как знаках для обозначения гласных и согласных звуков.
Развивать умение читать слоги, слова с использованием «дорожки чтения».
Материал:
демонстрационный: карточки для чтения слогов, карточки для чтения слов (с «дорожками чтения»: сон, пол, сок, кот, нос, хор, шар, мак, рак; мама, луна, шары, папа, каша, Маша);
раздаточный:
для младшей подгруппы: фишки красного, синего и зелёного цвета;
для старшей подгруппы: карандаши (красного, синего и зелёного цвета), карточка с кроссвордом.
Ход занятия.
1. - Послушайте стихотворение. В нём очень часто встречаются два братца: и твёрдый, и мягкий согласный звук. Я думаю, что вы его легко узнаете.
Воспитатель читает стихотворение с незначительным выделением звука для старшей подгруппы, и заметным выделением для младшей подгруппы.
Резиновая Зина.
Резиновую Зину
Купили в магазине.
Резиновую Зину
В корзине привезли…
Она была разиня,
Резиновая Зина –
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.
- Какие звуки – братцы вы расслышали? ([з], [з'])
Для младшей подгруппы:
- Я буду называть разные слова. Если в них вы услышите звук [з] или [з'], то хлопните в ладоши.
Воспитатель называет ряд слов. По ходу игры задаёт вопросы: «Твёрдый или мягкий звук в слове …?», «Где он стоит: в начале слова, в середине, или в конце слова?»
Примерный набор слов: дуб, книга, берёза, зонт, жук, замок, жираф, зебра, коза, забор, санки, базар, сумка, зубы, роза, Золушка, сок, зима, сироп, Зина.
Для старшей подгруппы:
- Вспомните и назовите слова, в которых есть звук [з] или [з']. Можно называть не только слова, обозначающие предметы, а и слова, которые обозначают действия, и другие разззные.
По ходу игры задаёт вопросы: «Твёрдый или мягкий звук в слове …?», «Где он стоит: в начале слова, в середине, или в конце слова?»
- Мы уже сказали, что звук [з] – согласный. Докажите это.
Ответы детей.
- Произнесите звук [з].
- Кончик языка - за нижними зубами, а зубы почти сжаты, между ними только узенькая щёлочка. Зубы мешают воздуху выходить изо рта, когда мы произносим звук [з].
2. – Звук [з] обозначается вот такой буквой.
На доску выставляется буква «З».
- Рассмотрите букву «З». На какую цифру она похожа?
- Напишите в воздухе букву «З». Она пишется в ту же сторону, что и цифра «3».
3. Для младшей подгруппы:
Чтение слогов (хором, затем индивидуально) со знакомыми согласными и гласными звуками, в т.ч. буквой «З»; слова: зуб, зал, роза, зима, луна, шары, папа, каша.
Для старшей подгруппы:
Чтение слов с буквой «З» (по «дорожкам чтения»): роза, коза, зубы, забор, базар, замок, зима, Зина, мимоза, Лиза, арбуз
и предложений: «Тут розы. Маша нашла розы», «Тут Золушка. Она хороша».
- Сколько слов в этом предложении? Какое первое слово: второе? Третье?
4. Для младшей подгруппы.
- Сегодня мы будем разбирать одно из слов, которые сейчас читали.
Обращает внимание детей на столбик слов.
- Угадайте какое. В нём четыре звука, в середине слова есть звук [з].
- Правильно, это слово «роза».
- Сколько слогов в слове «роза».
- Какой первый слог?
- В нём два звука. Из каких звуков он состоит?
Воспитатель поясняет: указывает на одну свою ладонь: «[р]»; указывает на вторую ладонь: «[а]». Соединяет ладони (как в хлопке): «РА».
- Какой второй слог в слове «роза»?
- Из каких звуков состоит слог «за»?
Аналогично демонстрирует, как и какие звуки соединяются в слоге «за».
Звуковой анализ слова «роза»; при необходимости - с помощью воспитателя.
- Сколько всего звуков в слове «роза»?
- Сколько гласных звуков?
- Назовите первый гласный звук (показывает на соответствующую фишку).
- Назовите второй гласный звук.
- Назовите первый согласный звук.
- Назовите второй согласный звук.
На доске выставлено несколько знакомых детям букв, в т.ч. – «р», «о». «з», «а».
Дети выкладывают слово из букв и читают его.
Для старшей подгруппы:
- Вам понравилось разгадывать кроссворд?
- Предлагаю вам новый кроссворд. Посмотрите на свои карточки.
- Сколько слов надо разгадать и записать «по горизонтали»? (четыре)
- По вертикали получится слово из четырёх букв. Покажите эти клеточки.
Воспитатель по порядку загадывает загадки:
1. Под водой живёт народ –
Ходит задом наперёд. (рак)
2. Это слово обозначает рисунок, который состоит из разных линий, красок, элементов, … им украшают салфетки, рубашки, фартуки, ….. мы рисовали его.. (узор).
3. Это слово обозначает предмет, который внешне похож на грибок, и служит защитой от дождя (зонт).
4. Это слово обозначает время года:
«Хоть сама и снег, и лёд,
А уходит – слёзы льёт» (зима).
Дети их отгадывают. Воспитатель чётко, с выделением всех звуков, произносит слово-отгадку.
- Давайте запишем буквы таким цветом, какие звуки они обозначают. «РРак». Каким карандашом напишем: синим, зелёным или красным? (синим) Почему?
- Какую букву надо написать после «р»? («а») Каким цветом?
- Какая буква после «а»? («к»). Каким цветом?
Дети записывают слова-отгадки в соответствующие клеточки кроссворда.
Воспитатель вписывает отгадку в кроссворд, размещённый на доске.
Последующие слова-отгадки не разбираются так подробно; воспитатель напоминает о том, что надо не спешить, помнить о правильном выборе цвета.
- Прочитайте слово, которое получилось по вертикали. (роза).
- Сколько слогов в слове «роза»?
- Сколько гласных в слове «роза»?
- Помните правило: в слове столько слогов, сколько гласных звуков?
5. Для младшей подгруппы.
- Составьте предложение, чтобы в нём были слова: «папа», «розы».
Несколько предложений анализируется:
- Сколько всего слов в этом предложении? Какое первое слово в предложении (например: «Папа купил розы»), второе, третье?
Для старшей подгруппы: (? Возможно, и для младшей)
Игра «Хорошо-плохо».
- Роза, и цветы вообще, это хорошо или плохо?
- Что хорошо?
- А что плохо?
Хорошо потому что: для красоты, украшают дома и улицы, их можно дарить, значит делать приятное; можно засушить и делать аппликации; можно рисовать и фотографировать; они делают воздух чище, их используют для изготовления духов и кремов и т. п.
Плохо: от сильного запаха может заболеть голова, за ними надо постоянно ухаживать, можно уколоть шипом руку…
Рефлексия.