Найти тему
ПРО Финансы

БИОГРАФИИ. Ятаро Ивасаки

Хотя компания Mitsubishi у многих ассоциируется с машиностроением, её основатель Ятаро Ивасаки не связан с автопромом. Бескомпромиссный и строгий руководитель посвятил жизнь судоходству, добыче угля, строительству, а также инвестированию своих стремительно растущих капиталов.

Ятаро Ивасаки родился 11 декабря 1834 г. в городе Коши Аки-гун, расположенном на территории японского сёгуната Тоса. Его родители зарабатывали на жизнь земледелием. Часть родственников Ивасаки принадлежала к сословию самураев. Благодаря их заботе Ятаро смог получить среднее образование и стремление к знаниям, которое останется с ним до последнего дня.

В 1848 г. Ивасаки перебрался в Коши, столичный город сёгуната. Последующие шесть лет Ятаро посвятил изучению философии Конфуция в местной школе. В 1854 г. он переехал в Эдо (прежнее название Токио), чтобы продолжить образование, но учёба оказалась недолгой. В 1955 г. Ятаро пришлось вернуться в родной город, чтобы помочь отцу, которого привели в тюрьму оппозиционные взгляды и громкая ссора с местным чиновником. Прямолинейный Ивасаки выступил в защиту отца и выразил недовольство государственной политикой, после чего тоже попал под стражу.

Ятаро быстро освободили, однако ему пришлось уехать в крошечный провинциальный город. Ссылка показалась амбициозному Ивасаки не меньшим наказанием, чем тюрьма. Отправляясь в ненавистную ему поездку, он и не подозревал, что пребывание в провинции изменит его жизнь в лучшую сторону. Именно в скучном городишке, чьё название в столице помнили единицы, произошло событие, благодаря которому Ивасаки стал самым успешным предпринимателем страны.

В 1858 г., спустя три года после вынужденного переезда, Ятаро познакомился с могущественными самураями Тойо Йошидой и Сохиро Гото из сёгуната Тоса. Вместе с покровительством новых друзей Ивасаки получил чиновничий пост и самурайский статус.

Карьера чиновника

Во второй половине 1850-х гг. правительство Тоса активно финансировало развитие промышленности. Особым вниманием властей пользовались бумажное и камфорное производства. Прибыль сёгун вкладывал в наращивание военных мощностей, расширяя и качественно вооружая флот.

Ятаро занял ответственную и перспективную должность в департаменте правительственных закупок сёгуната. Расторопного и хваткого управленца быстро заметили, после чего Ивасаки начал стремительное восхождение по карьерной лестнице, демонстрируя незаурядные деловые качества и обрастая полезными связями.

Новое правительство, получившее власть над Японией после революции Мэйдзи в 1868 г., запретило областным органам управления вести коммерческую деятельность. Всем сёгунатам пришлось передать бизнес в руки частных предпринимателей, и Тоса не стал исключением.

Таким образом, в 1870 г. Ятаро Ивасаки, который был у представителей власти не на последнем счету, получил в управление компанию Tsukumo Shokai. Процесс передачи государственного производства в частную собственность оказался продолжительным — стороны сделки адаптировались к смене политического режима и преодолевали связанные с ней бюрократические препятствия.

В 1872 г. Tsukumo трансформировалась в Mitsukawa Shokai. В течение года компания была преобразована в Mitsubishi, единоличным владельцем и директором которой стал Ятаро Ивасаки. Название бренда представляет собой слияние японских слов mitsu, что в переводе означает «три», и hishi («каштан», «водяной орех»). Также японцы используют слово hishi для обозначения предметов, имеющих ромбовидную форму. Соответственно, название компании на русском звучало бы как «Три ромба». Также Mitsubishi можно перевести как «Три бриллианта».
-2

Эмблема компании соответствует её названию — она выглядит как три ромба, соединённые между собой и расположенные по кругу. Существуют две версии происхождения символа бренда. Согласно первой, эмблема отождествлялась с корабельным винтом и подчёркивала актуальность судоходного направления бизнеса.

По второй версии Ивасаки взял за основу эмблемы фамильный герб своих покровителей из клана Тоса — три дубовых листа, произрастающие из одной точки. Родовой герб самого Ятаро выглядит как три ромба, расположенные в ряд по вертикали. Вне зависимости от природы своего происхождения, эмблема Mitsubishi за всю историю компании ни разу не претерпела изменений.

-3

Первоначально концерн специализировался на морских грузоперевозках. Грамотно управляя судами, доставшимися от сёгуната, Ивасаки легко составил конкуренцию крупнейшей в Японии почтовой компании Yubin Jokisen Kaisha, которой владели государство и частные лица в равных долях.

Абсолютный монарх Mitsubishi

В 1874 г. Yubin Jokisen Kaisha лишилась поддержки властей. Правительство намеревалось переправить войска на Тайвань, чтобы урегулировать политический конфликт. Почтовая компания не смогла вовремя выполнить госзаказ — помешали нерешительность руководства, разногласия среди владельцев и бюрократические сложности. Тогда Тосимиши Окубо и Сигенабу Окума, представители японской политической элиты, заключили контракт с Ивасаки. Mitsubishi обеспечила быструю перевозку военных на Тайвань, после чего обрела всестороннюю правительственную поддержку. Конкуренты, узнав о новых связях Mitsubishi, моментально прозвали Ивасаки «политическим коммерсантом».

Вскоре Тосимиши Окубо, получив пост главы японского правительства, добился присвоения Mitsubishi статуса главного национального перевозчика. Занять почётную позицию на рынке концерну не помешал даже факт того, что он находился в частной собственности.

Разумеется, своим успехом Mitsubishi обязана не только высоким покровителям, но и управленческому таланту самого Ятаро. Подчинённые вспоминали о нём как о жёстком, даже агрессивном начальнике, который мог накричать и уволить за малейшую провинность. С другой стороны, Ивасаки предоставил рабочие места тысячам талантливых студентов и многим выпускникам вузов. Ятаро понимал ценность образования и активно привлекал западных специалистов, хотя ни разу не посещал страны Европы.

Ивасаки умел быстро принимать решения и отвечать за их последствия, никого не подпускал к власти и не перекладывал свои обязанности на подчинённых. Его можно без лишней скромности назвать абсолютным императором Mitsubishi, который не нуждался в рекомендациях и не интересовался ничьим мнением, кроме собственного. С другой стороны, если бы не жёсткая рука Ятаро, ведущая корабли Mitsubishi через океаны конкурентной борьбы, компания никогда бы не стала одной из крупнейших мировых корпораций.

Монополия

В новой войне с конкурентами Ивасаки снова без промедления воспользовался помощью правительственных покровителей, упрочив тем самым свою репутацию «политического коммерсанта».

Обладая жёстким волевым характером и могущественными друзьями, Ятаро буквально уничтожил соперника в лице американской транспортной компании Pacific Mail Steamship Company. Одолев перевозчика из США, Ивасаки полностью взял под контроль почтовый трафик между Шанхаем и Йокогамой.

-4

Впрочем, в статусе монополиста Ятаро продержался недолго. К японо-китайским перевозкам подключилась компания P&O Steam Navigation Company. Новоиспечённые конкуренты последовали примеру Mitsubishi, наладив прочные деловые связи с торговыми представительствами японских сахаропроизводителей и хлопкоперерабатывающих предприятий.

Но, несмотря на все усилия руководства Navigation Company, связи Ивасаки оказались крепче и полезнее. Покровители Ятаро поспособствовали выпуску правительственного указа, установившего «Правила использования иностранных судов». Законопроект, якобы ориентированный на регуляцию перевозок, на самом деле препятствовал развитию Navigation Company, возвращая тем самым Mitsubishi статус монополиста.

Японский Рокфеллер

Выходом на следующий этап развития Mitsubishi обязана Сацумскому восстанию 1877 г., для подавления которого японские власти решили переправить в зону конфликта тысячи солдат и единиц оружия. Правительственный заказ буквально озолотил концерн, дав Ивасаки возможность взвинтить цены до невообразимых пределов.

Конкуренты бесконечно инициировали судебные разбирательства, обвиняя Ятаро в монополизме и необоснованном завышении цен, но доказать вину «политического коммерсанта» никому не удалось. Пока соперники думали, как сломить империю Ивасаки, иностранцы называли Ятаро японским Рокфеллером и самым влиятельным предпринимателем Страны восходящего солнца.

Чтобы окончательно положить погрязших в судах конкурентов на обе лопатки, Mitsubishi предложила клиентам инновационную услугу в сфере кредитования. Предоставляя займы под залог перевозимого товара, компания расширила аудиторию, заняла лидирующую позицию на рынке страхования и многократно увеличила свой доход.

Последний бой

В 1878 г. Ивасаки стал основателем и акционером компании Tokyo Kaijo Hoken Kaisha, специализировавшейся на страховании морских грузоперевозок. В основу её бизнеса легла система предоставления займов под залог грузов. В дальнейшем Tokyo Kaijo Hoken Kaisha начала оказывать весь спектр банковских услуг.

Начало 1880-х гг. стало тяжёлым испытанием для привыкшей к неизменному успеху Mitsubishi. Ятаро лишился поддержки своих правительственных защитников. Окубо, главный покровитель Ивасаки, отошёл в мир иной. Чиновник Окума, лоббировавший законы в пользу Ятаро, оставил должность и уже ничем не мог помочь концерну.

Руководство Kyodo Unyu Kaisha моментально воспользовалось пошатнувшимся положением Mitsubishi и бросило вызов лидеру рынка, заручившись поддержкой чиновника Яхиро Синагавы и бизнесмена Еиши Шибусавы. Противостояние транспортных гигантов длилось четыре года, но на сей раз Ятаро не смог довести бой до победного конца.

Он умер 7 февраля 1885 г., незадолго до разрешения конфликта. Причиной смерти стал рак желудка. Лишившись стального Ятаро, Mitsubishi заключила мирное соглашение с Kyodo Unyu Kaisha, хотя ресурсов для борьбы оставалось ещё достаточно. Возможно, если бы Ивасаки не позиционировал себя как единый мозговой центр компании и не был приверженцем абсолютизма в управлении бизнесом, его команда решилась бы продолжить борьбу и отстояла лидерство Mitsubishi.

Через полгода после смерти Ивасаки война между Kyodo Unyu Kaisha и Mitsubishi завершилась объединением компаний — новый концерн Nihon Yusen был зарегистрирован в сентябре 1885 г. Несмотря на проведённое слияние, Mitsubishi удалось сохранить относительную независимость и продолжить развитие под собственным брендом. Удержаться на плаву компании помогли последние приобретения Ятаро. Перед смертью бизнесмен успел выкупить серебряные прииски Икуно, угольные шахты на Хоккайдо и судостроительное производство в Нагасаки.

Инвестиции Ивасаки позволили Mitsubishi расширить спектр деятельности. Под руководством потомков Ятаро развивались страховые, банковские, угледобывающие, судостроительные, транспортные, инвестиционные подразделения концерна. Автопромышленный комплекс Mitsubishi, ныне известный всему миру, был запущен в 1910-х гг. Дебютный автомобиль бренда был создан в 1917 г. и стал первой японской машиной, собранной на конвейере.

-5

Просто и доступно об инвестициях, личных финансах и экономике в нашем ТГ канале.

Спасибо за то что следите за новыми публикациями и подписываетесь на наш блог.