Найти тему
Своя газета

Мысли после просмотра фильма "Мастер и Маргарита"

Лучшее время для написания постов про фильм - это спустя день после просмотра. Сразу ничего писать нельзя - мысли еще не созрели. Ночь пройдет, первые переживания улягутся, и нежной пенкой поднимутся самые главные ощущения. Как в чашке утреннего кофе. Сейчас отопью глоток и начну писать.

Сначала признание о моем знакомстве с книгой. "Мастер и Маргарита". Роман, которым зачитывались подростки конца 80-х. Тогда я была юной и трепетной. Книги, как понимаете, были роскошью. За любое более менее приличное издание готова была отдать последние деньги. И вот в руки попадает роман Булгакова "Мастер и Маргарита". Кто-то дал почитать на 2-3 дня. Само собой, прочитала за один день и ночь.

Первое чувство после прочтения - легкое разочарование. Многое не понятно, сатирические страницы не близки, а самое главное, не почувствовала магии. Боялась признаться самой себе. Ну как же так - все в восторге, а я разочарована. Думаю про себя: наверное, я очень недалёкая, чего-то не понимаю. Так с этим чувством и жила. Сериалы смотрела, пыталась вновь прочитать книгу - ну нет этого ожидаемого чуда. Немного утешило, что не я одна такая: даже знающие люди говорят, что роман-то переоценен.

И вот неожиданно он - новый фильм. Никогда так не стремилась попасть на киносеанс, как на фильм "Мастер и Маргарита". Еще бы - тут везде пишут, что фильм надо снять, режиссер-то чуть ли не предатель России. Надо успеть посмотреть, а то фильм отменят.

Билет в руках. Сижу, жду начала в холле. Выходят зрители с предыдущего показа. Жадно вглядываюсь в лица, прислушиваюсь, о чем они переговариваются. Глаза у большинства потухшие, озабоченные. Тихо друг другу что-то говорят, но без восторга. Вид удрученный. Ох, что же меня ждет - очередное разочарование? Не скрою, шла на сеанс со страхом: так не хотелось разочаровываться, в очередной раз наблюдая неудачные попытки воскрешения знаковых литературных шедевров.

Жду терпеливо. Реклама затянулась, как назло. Уже минут 20 томлюсь в кресле. Уши устали, глаза стараюсь не открывать лишний раз. И вот начало. С первых кадров фильм втягивает в игру по своим правилам. Ожидали сцену на лавочке? А вот и нет - не дождетесь, у нас не иллюстрации к роману. По нервным и критически настроенным зрителям - удар: "А-а-а, дайте нам все, что мы ожидаем, Аннушку с маслом, смешного кота и пр.!" Создателей фильма ваши зрительские ожидания не волнуют: "Извольте принять наши условия. А мы вам покажем то, чего вы не ожидали, и в том порядке, в котором нам это нужно".

Это оказалось нужным и мне. Как же Это оказалось мне необходимым: затрепетать от вяжущего магического действа и не на минуту не расслабиться до финальных титров. Нет, даже позже не отпускало: сеанс ночной, в половине второго выходим из кинотеатра. Тишина. Туман. Ночь. Улица. Фонарь. Наш спальный, но все-таки Питер.

Где-то прочитала, кажется, на канале в Телеграме, комментарий: фильм нудный, ушла с половины фильма. Вот это сила воли - выдернуть себя из этой магии. Меня затянуло с первым кадром так, что боялась в кресле пошевелиться. Вот не буду сейчас писать об актерах, о режиссерских приемах - все это кинокритики расписали в лучшем свете. Я о своем - об обретенном наконец-то понимании романа Булгакова. Как-будто в моем пазле картины мира Мастера и Маргариты не хватало очень важных деталей, и тут они магическим образом нашли свое место.

Я все поняла. Весь трагизм романа. Тяжелую и давящую мистику. Да, трагизм, тяжесть и великое сожаление. О том, что люди не изменились. Даже Воланду с нами скучно. Нас даже решение квартирного вопроса (а у кого и с избытком) не спасло. Кто-то из нас в толпе, кто-то пилат, кто-то обречен на непонимание. Толпа мало что решает, и мало что понимает, да и не задумывается даже. Пилаты думают, что они всевластны, но достойные из них принять на себя смелость за исполнение своих истинных желаний не могут. Приспешники - никчемные, но возомнившие о себе, а потому по-шакальи наглые. Обреченные - терпят мучения и погибают.

Маргарита и Мастер - обреченные или спасенные?