Найти тему
InDiplomacy

Женщины-предприниматели в Африке

Малави - женщины продолжают бросать вызов обстоятельствам и уверенно продвигаются в деловом мире, несмотря на социально-культурные барьеры и инфраструктурные ограничения, такие как отсутствие государственной поддержки МСП, ограниченный доступ к предпринимательским финансам и острая нехватка возможностей для получения образования. Гендерные различия в уровне предпринимательской активности в Малави являются одними из самых узких в глобальном масштабе.

Ангола - принимаются меры по сокращению гендерного неравенства. Несмотря на слабую деловую среду, низкий уровень знаний и ограниченный доступ к финансовым ресурсам. В Анголе процент женщин-предпринимателей почти равен проценту мужчинам-предпринимателей.

Ботсвана - хорошо представлены в качестве топ-менеджеров. Это неудивительно, учитывая тот факт, что общий показатель высшего образования среди женщин (27,3%) выше, чем у мужчин (18,9%).

Гана - В прошлом году была лидером среди африканских стран, но в этом году опустилась на второе место. По сравнению со своими региональными коллегами: Малави, Угандой и Анголой, женщины в Гане, как правило, чаще открывают личный банковский счет, вероятно, из-за их более высокого уровня участия в предпринимательской деятельности. Так, почти 40% женщин в Гане имеют банковский счет, в то время как в Анголе, Малави и Нигерии этот показатель составляет лишь 20%.

Уганда - страна, экономика которой обладает низкими доходами и производственными ресурсами, но имеет самый высокий уровень участия женщин в бизнесе, что свидетельствует об исключительной ситуации, когда участие женщин в бизнесе является самым высоким среди 58 рынков (38,2%).

Предпринимательская экосистема в Уганде была охарактеризована как уникальная. Например, деловая среда заметно ниже среднего уровня (очень плохое управление, низкая доступность ведения бизнеса, очень низкая поддержка предпринимателей), а наличие у женщин высшего образования тоже очень низкое (только 4,0%).

Статистика:

Индекс женщин-предпринимателей Mastercard (MIWE) 2021 года третий год подряд оценивает Ботсвану (38,5%), Уганду (38,4%) и Гану (37,2%) как страны с наибольшим количеством женщин-владельцев бизнеса в мире.

Согласно отчету, Нигерия, наряду с Анголой и Ганой, заняла первое место в мире по уровню предпринимательской активности женщин в Индексе женщин-предпринимателей MasterCard (MIWE) 2021.

Нигерия также заняла второе место в мире по количеству «женщин-профессионалов и технических работников» с 59,1 процента, в то время как Ангола заняла второе место в мире по намерениям найма: 16,4 процента взрослых планируют нанять шесть или более человек в следующем году.

Согласно отчету, высокие баллы обусловлены низким страхом неудачи в бизнесе, отсутствием альтернативных источников дохода и стремлением внести свой вклад в развитие своих сообществ. Отчет демонстрирует, что в Уганде, Нигерии и Анголе высоко ценят готовность к риску, инновационность, индивидуальность и креативность в предпринимательстве.

В то же время исследование Mastercard за 2020 год выявило экспоненциальный рост электронной коммерции в Африке: 81% опрошенных в Нигерии, 72% в Танзании, 68% в Кот-д'Ивуаре и 79% в Кении и Гане заявили, что они стали чаще совершать покупки онлайн с начала пандемии. Это демонстрирует заинтересованность женской части населения в развитии электронной коммерции.

Возможности инвестиций:

Спонсорские программы могут помочь не только за счет денежных ресурсов.

Но что касается Африки, есть и другие способы, которыми инвесторы могут помочь увеличить инвестиции в бизнес, принадлежащий женщинам. Например, многие африканские женщины-предприниматели также имеют ограниченный доступ к бизнес-сетям, которые могут помочь им расширить свой бизнес. Применяя более практический подход, выходящий за рамки финансирования, инвесторы могут помочь обеспечить интеграцию поддерживаемых ими предпринимателей в их более широкие сети.

Самые популярные сферы:

  • сельхозпродукция — кофе, какао, чай, хлопок, фрукты, овощи;
  • производство продуктов питания — масло пальмовое, сахар, рыба и морепродукты, мед, специи;
  • изготовление обуви, одежды, ткани
  • изготовление и продажа косметических средств.

Неожиданно, но это достаточно популярная сфера для бизнеса в более развитых странах Африки.

Еще началась тенденция после 2020 года в развитии бизнеса в различных отраслях, включая моду, нефть и недвижимость. Это больше всего проявляется в Нигерии.

Бизнес-леди часто предпочитают основываться предприятия в таких отраслях, как банковское дело, телекоммуникации и средства массовой информации.

Подготовлено Центром инновационной дипломатии БРИКС и ШОС. Автор: Оленина Александра