Найти в Дзене
Сергей Михеев

В электромобилях стоят батареи, за которые дети в Африке умирают

Электромобили называли спасением от глобального потепления, и американцы были одними из первых, кто продвигал эту идею. И крупные компании у них серьезно зарабатывали. Но случились морозы, и многие поняли, что электромобиль - для определенного климата. Было видео – в Америке заснежено, холодно, и вдоль обочины брошены электромобили. Производство электромобилей и батарей оказалось достаточно грязным. Службы проката переходят на обычные, закупают бензиновые и двигатели. У нас тоже электромобили не так хорошо прижились, как, наверное, хотелось бы их производителям. Но поддержка отечественного автопрома налицо. Правительство должно отчитаться о выполнении поручения президента, которое он давал в прошлом году по закупкам для госслужбы отечественных автомобилей: хватит кормить иностранных производителей, большинство которых из недружественных стран и ушли из России, а надо поддержать тех, кто собирает автомобили у нас, в том числе китайские марки (Haval), но и Lada Vesta. Газета.ру пишет, что депутаты Госдумы с начала 2024 года ездят на этих автомобилях и говорят, что нормальные, хорошие впечатления.

Сергей Михеев: Несколько слов по поводу электромобилей. Всё это выглядит заманчиво: электродвигатель попроще и подешевле, но производство электромобилей, насколько я понимаю, не менее грязное, чем обычных, потому что ходовая часть, корпус - как было, так и осталось. Если вы делаете из стали, то это сталелитейное производство. Если делаете из пластика: что такое пластик? Это нефтехимия. Что касается аккумуляторов, то добыча лития является очень грязным производством. Это происходит в развивающихся странах (Африка, Латинская Америка), где жуткие условия труда. Европейцы, которые беспокоятся об экологии, не знают о том, что основную массу сырья для аккумуляторов батарей добывают в Африке в кошмарных условиях, и огромное количество работающих – это несовершеннолетние дети. Там эксплуатируется детский труд, рабский труд в жутких условиях, где смертность очень большая, у людей онкологические заболевания.

Европейцев это не волнует, потому что они этого не видят: «Электромобили - это будущее!» Они и так достаточно дорогие, но станут в разы дороже, если сказать: «Давайте бедным африканцам создадим условия труда, соответствующие европейским нормам». Людям, которые ездят на электромобилях, можно сказать: «В ваших электромобилях стоят батареи, за которые дети в Африке умирают. Они вынуждены копаться в карьерах, шахтах и таскать на своих спинах это сырьё». По этому поводу есть много документов и видео.

Простая вещь: морозы ударили - и электромобили остановились. Мне знакомый рассказывал, что вместо заявленных 500 километров в реальности он проходит 200 километров и останавливается, потому что на холоде у любой батарейки падает ресурс. Ещё случай был, когда люди столкнулись в морозы с китайским автопромом: съехали в обочину, вызвали трактор, стали тащить, а автомобиль развалился, потому что оказалось, что вся ходовая у него из пластика. В морозы дала трещину основная рама, на которой всё стоит.

С электромобилями еще проблема: зарядка на улице и не заряжает в достаточном объеме, как было бы летом.

Сергей Михеев: Есть красивые презентации, компьютерные картинки, где люди счастливые, а есть реальность. Теперь про наших депутатов. Покойный Немцов, когда-то бывший губернатором Нижегородской области, продвигал идею посадить всех обратно на «Волги», когда они еще были. Ему сказали: «Волга» – это не машина». Если «Волга» – не машина, тогда будете на «Ладах» ездить. Насчет отечественного автопрома для чиновников - я поддерживаю. Понятно, что под «отечественным» подразумевается то, что собирается как конструктор. Пусть хоть какая-то добавленная стоимость: хоть какой-то плюс сборочным предприятиям и отверточной сборке, но приносит.

Служебных автомобилей огромное количество, а речь идет о десятках тысяч автомобилей, и если они будут закуплены на наших заводах(пусть даже сборочных) и дадут зарплату нашим рабочим, это хорошо.

Плюс локализация, больше комплектующих производить у нас - эта задача не отменяется.

Сергей Михеев: И адаптация пойдет лучше, потому что, если чиновники пересядут в китайские и российские машины, то быстрее начнут принимать документы, которые будут развивать автопром, заставлять его совершенствоваться.

Им деваться будет некуда, потому что немецкие концерны отключают обслуживание от сервиса. С сентября 2024 года в школы возвращается учебная дисциплина «Труд». Минпросвещения РФ оповестило, что всего будет 5 обязательных модулей и 3 на выбор. Обязательные модули: «Производство и технологии», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование». Модули по выбору: «Автоматизированные системы», «Животноводство», «Растениеводство». Направления обозначены: а. они высокотехнологичны; б. по запросам нам нужны инженеры или сотрудники среднего звена, но с техническим образованием.

Сергей Михеев: Слава Богу! Всё это начинается с детства. Вопрос в том, какие вам картинки показывают, какие книги читают, какие закладывают понятия о жизни. Если человеку с маленького возраста говорят, что «классно быть певцом, танцором, хоккеистом – большие деньги будешь получать и уедешь в Америку», тогда зачем ему быть инженером? Это неинтересно. А если с детства говорят, что можно построить машину самому, усовершенствовать и сделать её лучше, у человека мысль начнет работать в эту сторону, и рано или поздно это даст свой результат. Понятно, что не все станут инженерами, конструкторами, высококвалифицированными рабочими. Но если вы ничего не будете делать и отдадите своих детей на откуп Интернету, TikTok, то из них ничего не получится. Они будут стремиться стать блогерами, певцами и пр. Во что тогда превратится общество? В огромное количество людей, которые ничего не умеют делать.

Представляете, какой бы был конкурс на направление блогерства?

Сергей Михеев: В новом учебном году в столице стартует проект «Медиакласс в московской школе», к предпрофессиональным учебным вертикалям добавляется журналистика и медиа. Я не против журналистики, но машины, самолеты некому строить.

С другой стороны, надо вести политическую дискуссию с теми, кто по другую сторону блогосферы.

Сергей Михеев: Я беру это на себя. Все профессии важны - вопрос в приоритетах и пропорциях. Некоторое время назад у нас все хотели быть юристами и экономистами, а экономики не стало, но экономистов и юристов много. Я после длительного периода, связанного с военной организацией, поступил в МГУ и закончил философский факультет (отделение политологии). С моего курса практикующим политологом стал я один. Со всего курса с профессией связаны 3-5 человек, а все остальные занимаются совсем другими делами.