Не так давно сыграли в филлер «Чумовые замки» — насколько я понимаю, дебютный проект издательства Lovebirds, который в скором времени ждёт переиздание.
Мне прислали эту игру на «разбор с пристрастием», и я поэтому максимально подробно постараюсь описать не правила, но достоинства и недостатки этой маленькой коробочки.
В игре «Чумовые замки» вы и ваши соперники становитесь главными претендентами на корону.
Чтобы её получить, вам нужно собирать персонажей одинаковых цветов и построить 2 замка — это немедленно сделает вас королём, а ваших оппонентов, как сказано в правилах, «жалкими вассалами».
Вообще правила игры (и, кстати, текст на карточках) написаны довольно экспрессивно, и это забавно, только вот эмоциональный фон — хорошо, а вот точности в разных моментах рулбука не хватает.
В процессе игры возникает большое количество узких вопросов, ответов на которые в правилах вы не найдёте. Мы на ходу договаривались, как поступить, и позже в группе игры я нашла обсуждение, где издатель комментирует около ста (!) неочевидных ситуаций. С одной стороны — хорошо, что ответственно относятся к тому, что у людей возникают вопросы по игре, с другой — ну очень много тонких моментов для филлера, и мне как будто проще договориться на ходу, как мы будем играть, чем искать в обсуждении, как по правилам разыгрывается тот или иной момент.
Верю и надеюсь, что в переиздании учтут собранные недочёты, и следующий выход случится более гладким.
Если коротко писать о процессе игры, то вы начинаете партию с картами на руке, и в свой ход можете совершить до трёх действий.
Действий в игре немного: по сути вы можете добрать карту из колоды, либо разыграть карту из руки, либо построить замок (если в вашем замке есть 4 персонажа одного цвета).
Всё — дальше вы передаёте ход, если, конечно, не победили, построив оба замка.
Но дьявол в деталях, разумеется — в игре целая туча карт с уникальными свойствами.
И это не разбег, как в «Тайном послании» или даже «Грешочках» — нет! И даже не типичные свойства при их многообразии, как в «Волшебных королевствах» — здесь прям море уникально работающих карт, как в игре «Цитадели», например (с дополнением), и многое из них противоречат стандартным правилам и ломают их привычный ход (всё, как мы любим, ещё со времён «Манчкина» и так далее). Можно будет убивать своих и чужих персонажей, воровать и подсматривать карты, усложнять постройку замков соперникам — и многое другое.
Тут и начинаются сложности — многие карты конфликтуют между собой, и я, наверное, больше писать об этом не буду, потому что по факту главную проблему я описала в первых абзацах — ребятам нужно распространять правила или делать полноценный FAQ по игре.
Дальше о впечатлениях о самой партии — интриги в ней хватает, и это похвально. Рандома тоже, и это не проблема, если игра длится не слишком долго.
А вот со временем партии есть нюанс — даже на коробке написано, что игра длится 10—60 минут, и это действительно так: если вам зашли карты, а сопернику нет — можно отстроиться очень быстро.
Если же вы постоянно останавливаете лидера (что нормально в компании опытных игроков), то партия становится не филлерной — будьте к этому готовы.
В нашей половину игры за меня ходил рандом (без преувеличения). Я вообще не могла разыграть жителей, потому что они мне не приходили, одни приказы, а добрать карты не могла, потому что к моему ходу на верху колоды любезно оказывалась смута)
Вообще по всем параметрам, касающихся розыгрыша карт, игра напоминает мне «Цитадели» (только здесь нет скрытого выбора ролей, но очень много похожих эффектов на картах). Если вы любите эту игру, я бы присмотрелась на вашем месте и к «Чумовым замкам» — она должна быть короче и с более высокой динамикой ходов.
По составу — мне кажется, оптимальный набор участников будет в 3—4 игрока. Вшестером будет просто адски неконтролируемая партия, а вот втроём и вчетвером достаточно взаимодействия и тактики, при этом и неожиданностей с take that, «делающих» такие игры.
Вдвоём, как мне кажется, будет более просчитываемо, но не так драйвово, а подобные игры берут именно динамикой и пакостями, на мой взгляд.
Пару слов о качестве и оформлении. Если не брать в расчёт неудобную коробку (которая открывается так, что быстро измохрится), карты плотные и яркие, а ещё меня порадовало количество симпатичного арта — его много, и его любопытно разглядывать: мы все отметили его очаровательность, хотя мне стилистика совсем не близка, и сложно отрицать, что она довольно попсовая и при этом разнородная что ли (немного странным смотрится соседство грудастых роковых дамочек и мультяшных, чуть ли не юных стражников).
Суммирую: мне показалось, что девчонкам прям зашла игра (даже договорились сыграть ещё в следующую посиделку — и я не против), но им пришли в руки со старта карты с персонажами, и они выстраивали хоть какую-то тактику. Я же полпартии разыгрывала смуту (события с верха колоды) и добирала приказы, сидя с пустым царством, поэтому очень хорошо почувствовала влияние рандома. Зато с помощью приказов портила жизнь другим — единственная роскошь, которая была мне доступна)
В целом для дебютного проекта игра удалась, мне кажется — она выглядит больше вариантом для новичков и может быть принята ими прям «на ура», если осилят правила (для любителей мафии, «Манчкина» и так далее), но и бывалые игроки смогут найти в ней свою прелесть — если воспринимать её как филлер, конечно.
Желаю ребятам проработать нюансы правил и формулировок карт, подумать над иным вариантом коробки — и успеха второму изданию!
Ну а вы просто подумайте, подходит ли вам филлер с кучей take that (обидных действий, попросту говоря, пакостей для оппонентов), резиновой длиной партии и не всегда очевидной стыковкой карт. Если не боитесь всего вышеперечисленного, скорее всего, будет весело — игра умеет генерировать острые моменты сама (картами смуты) и понукать совершать такие действия игроков — всё ради победы ;)