Найти в Дзене

Конспект занятия по обучению грамоте: буква "В"; состав предложения; знакомство и работа с кроссвордом (№ 19).

Занятие 19

Задачи: Закрепить знание букв «А», «а», «У», «О», «М», «Х», «К», «П», «С», «Т», «Н», «Л», «Ш», «ы». «И», «Р», «Б», «б». Познакомить с буквой «В».

Продолжать формировать представление о предложении, словесном составе предложения. Учить определять последовательность слов в предложениях из трёх (четырёх) слов, составлять предложения с заданным количеством слов.

Развивать умение проводить звуковой анализ слова. Закрепить понятия: «гласный звук», «твёрдый/мягкий согласный звук».

Продолжать формировать представление о гласных и согласных буквах, как знаках для обозначения гласных и согласных звуков.

Развивать умение читать слоги, слова с использованием «дорожки чтения».

Материал:

демонстрационный: все изученные буквы; картинка «Мышка рыла норку»; карточки для чтения (с «дорожками чтения»: сон, пол, сок, кот, нос, хор, шар, мак, рак; мама, луна, шары, папа, каша, Маша); кроссворд.

-2

раздаточный:

для младшей подгруппы: фишки красного, синего и зелёного цвета;

для старшей подгруппы: карточки с кроссвордом, карандаши (простой; красного, синего и зелёного цвета).

-3

Ход занятия.

1. На доске расставлены карточки с изображением всех изученных букв.

- Посмотрите, как много букв мы уже изучили. Давайте их вспомним и назовём.

Воспитатель по порядку указывает на букву (в случайном порядке), а дети называют её. После называния 3-4 букв педагог предлагает кому-нибудь из детей побыть в роли воспитатели, и указывать и проверять правильность называния букв. В роли воспитатели могут побывать 3-4 ребёнка.

2. – Сегодня мы познакомимся с ещё одной буквой. Угадайте, какой звук она обозначает.

-Я прочитаю одно весёлое стихотворение, в котором этот звук встречается очень часто.

Воспитатель читает стихотворение, немного выделяя звук [в].

Жадный Вова.

Из окошка видит Вова:

Подошла к пруду корова.

И нахмурил брови Вова,

Глаз не сводит от пруда:

Выпьет воду всю корова –

Где купаться мне тогда?

(И. Демьянов)

- Назовите звук.

- Правильно это звук [В]: Вова, воду, корова; и его маленький братец … [В']:

видит, брови.

- Звук [В] обозначается вот такой буквой.

Воспитатель выставляет букву «В» на доску, рядом с остальными буквами.

Буква В видна вдали –

Красивая, витая, -

Как будто крендель испекли

Приезжих поджидая.

(С.Маршак)

В букве «В»,

Наверно, вата,

Оттого и толстовата.

(А. Шибаев)

- Рассмотрите букву «В» и сравните её с другими. С какими буквами у неё есть одинаковые элементы? (Р, Б, ы).

- Напишите букву «В» в воздухе.

- Напишите пальчиком на столе.

3. Как вы думаете, звук [в] – гласный или согласный?

- Почему вы так думаете?

- Давайте проверим. Произнесите звук [в].

- Когда мы произносим звук [в], нижняя губа подтягивается к верхним зубам; между нижней губой и зубами только узенькая щёлочка. Зубы и нижняя губа мешают воздуху свободно выходить изо рта.

- Гласный или согласный звук [в]? (согласный)

- Звук [в] твёрдый или мягкий? (твёрдый).

- Назовите его младшего братца.

Все карточки с изображением букв убираются с доски.

4. Для младшей подгруппы:

- Придумайте слова, в которых есть звук [в] или [в'].

Дети называют слово, а воспитатель предлагает сказать, какой в нём есть звук:

[в] или [в'], твёрдый или мягкий, где он находится в слове: в начале слова, в середине, или в конце слова.

Чтение закрытых слогов с буквой «в».

Чтение слов с использованием «дорожек чтения» (хором и индивидуально; в т.ч. дети читают слова на доске, самостоятельно, проводя указкой по словам-«дорожкам» - при необходимости воспитатель помогает действовать указкой): сон, пол, сок, кот, нос, хор, шар, мак, рак; мама, луна, шары, папа, каша, Маша.

Для старшей подгруппы:

- Вы знаете, что такое кроссворд?

– Это такая игра со словами. Слова надо разгадать и записать в клеточки. Если это правильно сделать, то на пересечении клеточек получится новое слово.

- Давайте попробуем поиграть.

Воспитатель выставляет сетку кроссворда.

У каждого ребёнка – карточка с кроссвордом и карандаши (простой, красный, синий и зелёный)

- Вот в эти клеточки, по горизонтали (горизонталь, это вот так – как горизонт идёт) мы впишем слова-отгадки, будем их отгадывать по порядку: первое (указывает), второе и т.д. А в этих клеточках (по вертикали), выделенных красным цветом, соберётся новое слово.

- Отгадываем первое слово. Сколько в нём букв? (4)

В воде она живёт,

Нет клюва, а клюёт. (рыба)

- Как рыба клюёт без клюва? («Рыба клюёт» - так говорят рыбаки, когда рыба попалась на удочку. Слово «клевать», оказывается, имеет несколько значений).

- Я запишу слово в клеточки. И вы запишите его точно так в своём кроссворде.

- Прочитайте слово, которое мы вписали в кроссворд.

- Отгадайте второе слово. Сколько в нём букв? (4)

Ходит вразвалочку,

Плывёт утюжком.

В пруду поныряет

И снова пешком.

Лапы широкие,

Сплющенный нос…

Что это за птица?

Ответь на вопрос!

Воспитатель на доске (! крупными буквами), а дети на карточках вписывают слово; читают его.

- Третье слово, вот оно (указывает на клеточки), спряталось в загадке:

Сидит дед, в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук).

Слово вписывается в соответствующие клеточки.

- Отгадайте следующее слово; в этой загадке надо будет подобрать рифму:

Он зубами щёлк да щёлк.

У деревни бродит ….. (волк).

Слово вписывается в соответствующие клеточки.

- И последнее слово, под цифрой «5». В этой загадке тоже надо подобрать рифму:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её …. (лиса).

Слово вписывается в соответствующие клеточки.

- Прочитайте слово, которое получилось по вертикали (сверху вниз) в красных клеточках.

Дети читают слово: «буква».

- Понравилось вам отгадывать кроссворд?

5. Физкультминутка.

6. Для младшей подгруппы:

Звуковой анализ слова «волк».

Схема из фишек слова «волк» остаётся на доске.

Звуковой анализ слова «лист».

Сравнение схем слов «волк» и «лист»:

- Что общего? Сколько всего звуков? Сколько гласных? Сколько согласных?

- Чем отличаются? Назовите первый звук в слове «волк». Какой он: гласный или согласный, твёрдый или мягкий? Назовите первый звук в слове «лист». Какой он?

Для старшей подгруппы:

- Давайте сегодня разберём не одно слово, а все слова, которые мы записали в кроссворде, и обозначим звуки не фишками, а закрасим клеточку нужным цветом: если звук гласный, то закрасьте красным карандашом, если твёрдый согласный, то …каким? (синим), если мягкий согласный…- .(зелёным).

- Закрашивать надо без сильного нажима, быстро. Главное при выполнении этого задания – правильно выбрать нужный цвет. Я вам советую не закрашивать сразу всю клеточку, а чуть-чуть в уголочке пометить карандашом нужного цвета. А, когда вы разберёте все звуки в слове, убедитесь, что всё правильно, или, если хотите, я могу проверить, тогда закрашивайте всю клетку.

- Можете начать с любого слова.

При необходимости, воспитатель вместе с детьми анализирует одно из слов и закрашивает клеточки соответствующим цветом.

Дети выполняют задание самостоятельно. Проверка воспитателем правильности выполнения задания проводится по ходу его выполнения индивидуально.

Детям, которые справятся с заданием раньше остальных, предлагается индивидуальное задание (например, прочитать несколько предложений и др.)

7. Для младшей подгруппы:

На доску выставляется картинка «Мышка рыла норку».

- Придумайте предложение по этой картинке.

Ответы детей.

- А я придумала вот какое предложение. В нём три слова. Давайте попробуем его прочитать.

На доску под картинкой выставляются карточки со словами («дорожки чтения»), составляющими предложение: Мышка рыла норку.

Дети пробуют прочитать предложение «про себя»; затем читают вслух.

- Какое первое слово в этом предложении? Второе? Третье?

- Кто хочет прочитать это предложение у доски?

2-3 ребёнка читают, указывая на каждое слово.

- Назови первое слово в предложении…третье слово…каким по счёту в предложении стоит слово «рыла»?

Рефлексия.