Занятие 19
Задачи: Закрепить знание букв «А», «а», «У», «О», «М», «Х», «К», «П», «С», «Т», «Н», «Л», «Ш», «ы». «И», «Р», «Б», «б». Познакомить с буквой «В».
Продолжать формировать представление о предложении, словесном составе предложения. Учить определять последовательность слов в предложениях из трёх (четырёх) слов, составлять предложения с заданным количеством слов.
Развивать умение проводить звуковой анализ слова. Закрепить понятия: «гласный звук», «твёрдый/мягкий согласный звук».
Продолжать формировать представление о гласных и согласных буквах, как знаках для обозначения гласных и согласных звуков.
Развивать умение читать слоги, слова с использованием «дорожки чтения».
Материал:
демонстрационный: все изученные буквы; картинка «Мышка рыла норку»; карточки для чтения (с «дорожками чтения»: сон, пол, сок, кот, нос, хор, шар, мак, рак; мама, луна, шары, папа, каша, Маша); кроссворд.
раздаточный:
для младшей подгруппы: фишки красного, синего и зелёного цвета;
для старшей подгруппы: карточки с кроссвордом, карандаши (простой; красного, синего и зелёного цвета).
Ход занятия.
1. На доске расставлены карточки с изображением всех изученных букв.
- Посмотрите, как много букв мы уже изучили. Давайте их вспомним и назовём.
Воспитатель по порядку указывает на букву (в случайном порядке), а дети называют её. После называния 3-4 букв педагог предлагает кому-нибудь из детей побыть в роли воспитатели, и указывать и проверять правильность называния букв. В роли воспитатели могут побывать 3-4 ребёнка.
2. – Сегодня мы познакомимся с ещё одной буквой. Угадайте, какой звук она обозначает.
-Я прочитаю одно весёлое стихотворение, в котором этот звук встречается очень часто.
Воспитатель читает стихотворение, немного выделяя звук [в].
Жадный Вова.
Из окошка видит Вова:
Подошла к пруду корова.
И нахмурил брови Вова,
Глаз не сводит от пруда:
Выпьет воду всю корова –
Где купаться мне тогда?
(И. Демьянов)
- Назовите звук.
- Правильно это звук [В]: Вова, воду, корова; и его маленький братец … [В']:
видит, брови.
- Звук [В] обозначается вот такой буквой.
Воспитатель выставляет букву «В» на доску, рядом с остальными буквами.
Буква В видна вдали –
Красивая, витая, -
Как будто крендель испекли
Приезжих поджидая.
(С.Маршак)
В букве «В»,
Наверно, вата,
Оттого и толстовата.
(А. Шибаев)
- Рассмотрите букву «В» и сравните её с другими. С какими буквами у неё есть одинаковые элементы? (Р, Б, ы).
- Напишите букву «В» в воздухе.
- Напишите пальчиком на столе.
3. Как вы думаете, звук [в] – гласный или согласный?
- Почему вы так думаете?
- Давайте проверим. Произнесите звук [в].
- Когда мы произносим звук [в], нижняя губа подтягивается к верхним зубам; между нижней губой и зубами только узенькая щёлочка. Зубы и нижняя губа мешают воздуху свободно выходить изо рта.
- Гласный или согласный звук [в]? (согласный)
- Звук [в] твёрдый или мягкий? (твёрдый).
- Назовите его младшего братца.
Все карточки с изображением букв убираются с доски.
4. Для младшей подгруппы:
- Придумайте слова, в которых есть звук [в] или [в'].
Дети называют слово, а воспитатель предлагает сказать, какой в нём есть звук:
[в] или [в'], твёрдый или мягкий, где он находится в слове: в начале слова, в середине, или в конце слова.
Чтение закрытых слогов с буквой «в».
Чтение слов с использованием «дорожек чтения» (хором и индивидуально; в т.ч. дети читают слова на доске, самостоятельно, проводя указкой по словам-«дорожкам» - при необходимости воспитатель помогает действовать указкой): сон, пол, сок, кот, нос, хор, шар, мак, рак; мама, луна, шары, папа, каша, Маша.
Для старшей подгруппы:
- Вы знаете, что такое кроссворд?
– Это такая игра со словами. Слова надо разгадать и записать в клеточки. Если это правильно сделать, то на пересечении клеточек получится новое слово.
- Давайте попробуем поиграть.
Воспитатель выставляет сетку кроссворда.
У каждого ребёнка – карточка с кроссвордом и карандаши (простой, красный, синий и зелёный)
- Вот в эти клеточки, по горизонтали (горизонталь, это вот так – как горизонт идёт) мы впишем слова-отгадки, будем их отгадывать по порядку: первое (указывает), второе и т.д. А в этих клеточках (по вертикали), выделенных красным цветом, соберётся новое слово.
- Отгадываем первое слово. Сколько в нём букв? (4)
В воде она живёт,
Нет клюва, а клюёт. (рыба)
- Как рыба клюёт без клюва? («Рыба клюёт» - так говорят рыбаки, когда рыба попалась на удочку. Слово «клевать», оказывается, имеет несколько значений).
- Я запишу слово в клеточки. И вы запишите его точно так в своём кроссворде.
- Прочитайте слово, которое мы вписали в кроссворд.
- Отгадайте второе слово. Сколько в нём букв? (4)
Ходит вразвалочку,
Плывёт утюжком.
В пруду поныряет
И снова пешком.
Лапы широкие,
Сплющенный нос…
Что это за птица?
Ответь на вопрос!
Воспитатель на доске (! крупными буквами), а дети на карточках вписывают слово; читают его.
- Третье слово, вот оно (указывает на клеточки), спряталось в загадке:
Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук).
Слово вписывается в соответствующие клеточки.
- Отгадайте следующее слово; в этой загадке надо будет подобрать рифму:
Он зубами щёлк да щёлк.
У деревни бродит ….. (волк).
Слово вписывается в соответствующие клеточки.
- И последнее слово, под цифрой «5». В этой загадке тоже надо подобрать рифму:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её …. (лиса).
Слово вписывается в соответствующие клеточки.
- Прочитайте слово, которое получилось по вертикали (сверху вниз) в красных клеточках.
Дети читают слово: «буква».
- Понравилось вам отгадывать кроссворд?
5. Физкультминутка.
6. Для младшей подгруппы:
Звуковой анализ слова «волк».
Схема из фишек слова «волк» остаётся на доске.
Звуковой анализ слова «лист».
Сравнение схем слов «волк» и «лист»:
- Что общего? Сколько всего звуков? Сколько гласных? Сколько согласных?
- Чем отличаются? Назовите первый звук в слове «волк». Какой он: гласный или согласный, твёрдый или мягкий? Назовите первый звук в слове «лист». Какой он?
Для старшей подгруппы:
- Давайте сегодня разберём не одно слово, а все слова, которые мы записали в кроссворде, и обозначим звуки не фишками, а закрасим клеточку нужным цветом: если звук гласный, то закрасьте красным карандашом, если твёрдый согласный, то …каким? (синим), если мягкий согласный…- .(зелёным).
- Закрашивать надо без сильного нажима, быстро. Главное при выполнении этого задания – правильно выбрать нужный цвет. Я вам советую не закрашивать сразу всю клеточку, а чуть-чуть в уголочке пометить карандашом нужного цвета. А, когда вы разберёте все звуки в слове, убедитесь, что всё правильно, или, если хотите, я могу проверить, тогда закрашивайте всю клетку.
- Можете начать с любого слова.
При необходимости, воспитатель вместе с детьми анализирует одно из слов и закрашивает клеточки соответствующим цветом.
Дети выполняют задание самостоятельно. Проверка воспитателем правильности выполнения задания проводится по ходу его выполнения индивидуально.
Детям, которые справятся с заданием раньше остальных, предлагается индивидуальное задание (например, прочитать несколько предложений и др.)
7. Для младшей подгруппы:
На доску выставляется картинка «Мышка рыла норку».
- Придумайте предложение по этой картинке.
Ответы детей.
- А я придумала вот какое предложение. В нём три слова. Давайте попробуем его прочитать.
На доску под картинкой выставляются карточки со словами («дорожки чтения»), составляющими предложение: Мышка рыла норку.
Дети пробуют прочитать предложение «про себя»; затем читают вслух.
- Какое первое слово в этом предложении? Второе? Третье?
- Кто хочет прочитать это предложение у доски?
2-3 ребёнка читают, указывая на каждое слово.
- Назови первое слово в предложении…третье слово…каким по счёту в предложении стоит слово «рыла»?
Рефлексия.