Найти тему
Сказы Истории

Церковный раскол в XV-XVI веках Иосифляне и нестяжатели

При князе Владимире после 988 года началась насильственная христианизация Руси и сразу же церковь стала обзаводиться собственностью, устраивая монастыри и приписывая к ним огромные земельные угодья и деревни с крестьянами, которых стали называть монастырскими.

В XI веке было основано 17 монастырей, в XII веке их численность увеличилась до 71, а в конце XIII века их было уже 120. Монастыри строились на пересечении торговых путей, что способствовало их обогащению и росту. Самыми крупными земельными хозяйствами были известные монастыри: Троице-Сергиев, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Иосифо-Волоколамский.

Так церковь стала самым крупным собственником на Руси, однако спустя пять веков возник церковный раскол по причине отношения к собственности – а должна ли церковь иметь собственность и обладать богатством.

Предыстория вопроса

Конфликт разгорелся в период правления Ивана III (1462-1505), когда русское государство представляло собой совокупность раздробленных княжеств, и платило дань Золотой Орде.

Иван III объединил северо-восточную Русь вокруг Москвы, присоединил огромные новгородские земли, перестал платить дань Орде и 1480 году в знаменитом Стоянии на Угре поставил точку в свержении ордынского ига.

Христианство в тот период было объединяющей идеологией, а монастыри стали центрами русской культуры, где писали и переводили книги, открывали иконописные и ремесленные мастерские. Все монастыри имели земельные угодья, которые обрабатывали крестьяне, в итоге церковное достояние множилось, что негативно сказывалось на моральном облике духовенства. Церковь со временем стала заниматься ростовщичеством, одалживая деньги под высокие проценты (тогда это именовалось лихоимством)

Князья с одной стороны опирались на церковную власть, а с другой стремились держать эту власть под контролем, и проблема церковного землевладения была небезразлична светской власти, поскольку церковные угодья могли быть пожалованы служилым людям – помещикам.

«Не копите богатства…»

Заволжские старцы, среди которых первенствовал Нил Сорский сошлись во мнении, что крупное землевладение отвлекает братию от молитвы и превращает церковь из богоугодного заведения в ростовщика. Нил Сорский и его ученик инок Вассиан Патрикеев призывали: «не копите богатства, откажитесь от внешнего блеска, раздайте лишние земли, перестаньте лихоимствовать». Праведник считал, что прямая обязанность монахов – молиться Богу, вести уединённый или отшельнический образ жизни и не стремиться к богатству и накопительству.

Нил Сорский
Нил Сорский

Сам Нил Сорский был постриженником Кирилло-Белозерского монастыря, он совершил паломничество в Палестину, потом на гору Афон. На берегу реки Сора он основал скит, который впоследствии стал известен как Нило-Сорская пустынь. Свои взгляды он изложил в ряде работ и посланий и написал «Устав скитского жития», его сторонниками стали Максим Грек, Артемий Троицкий, Вассиан Патрикеев.

Иосифляне

Большая часть священства не разделяла взгляды Нила Сорского, их объединил вокруг себя основатель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий, который считал, что монастырям нужно иметь имущество и обширные земельные угодья, чтобы помогать нуждающимся.

Иосиф Волоцкий
Иосиф Волоцкий

Его последователями были митрополиты Макарий, Даниил, и старец Филофей.

Развитие конфликта на церковных соборах

Спор возник во время церковного собора, проходившего в августе 1503 года. На нём присутствовал московский князь Иван III со своими сыновьями и поддержал нестяжателей, при этом он преследовал свои интересы – заполучить как можно больше земель и раздать их служилым людям.

Однако Иосиф Волоцкий произнёс пламенную речь и отстоял право монастырей иметь свои «сёла», правда никакого постановления по земельному вопросу принято не было.

В 1504 году в Москве состоялся ещё один собор, на котором опять был поднят земельный вопрос, и вновь Иосифу Волоцкому удалось убедить присутствующих, тем более, что на его стороне выступил Василий III.

К концу правления Василия III нестяжатели Максим Грек и Вассиан Патрикеев были осуждены и заточены в Иосифо-Волоцком (Волоколамском) монастыре, якобы за ересь.

Победителей определил Стоглавый собор

На Стоглавом соборе 1551 года присутствовал Иван Грозный, когда был поднят вопрос о монастырских землях, царь поддержал нестяжателей. Но и на этот раз иосифляне одержали победу, правда, было принято решение о недопущении дальнейшего наращивания монастырских владений. Постановления собора были записаны в «Стоглаве», сборнике деяний собора, состоящем из 100 глав.

Так был положен конец полувековому спору, из которого иосифляне вышли победителями и церковь сохранила свои крупные землевладения.